Сандра Хюллер: анатомия выдающейся актрисы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Сандра Хюллер, фото: Julien Mignot/Getty Images

30 апреля Сандре Хюллер исполнилось 48 лет. В этом году немецкая актриса покорила Голливуд и получила неформальный статус главной европейской актрисы. Сразу два фильма с её участием — «Зона интересов» и «Анатомия падения» — были номинированы на премию «Оскар» в главной категории, а также она получила персональную премию «Сезар» и номинацию на «Оскар» за роль писательницы, обвиняемой в смерти мужа, в вышеупомянутой драме Жюстин Трие. Роман Волынский вспоминает творческий путь актрисы.

Для самой Хюллер международный успех оказался своего рода испытанием. Она из тех, кто дорожит приватностью и сохраняет дистанцию в беседах с журналистами: не делится подробностями личной жизни или эмоциональными переживаниям от работы над той или иной ролью. Ей приходится заглядывать в рамках пиар-кампаний на шоу к Джимми Киммелу — вероятно, для человека, который продолжает жить и трудиться в театре Лейпцига, это всё непросто.

Сэмюэл Тейс и Сандра Хюллер в фильме «Анатомия Падения» Жюстин Трие, Про:взгляд

«Я люблю свою жизнь. Мне нравится моя квартира, мой распорядок дня. У меня нет ощущения, что мне чего-то не хватает. Да и не думала, что всё это обернётся таким образом», — так Хюллер комментирует своё новое положение в киноиндустрии.


Хюллер родилась в «зелёном сердце Германии» — в горном районе Тюрингии, который, пока ей не исполнилось одиннадцать, был частью ГДР. Вышла она из интеллигентной семьи; её родители работали педагогами. В школе играла в театральной труппе, а первым иностранным языком, который начала изучать Хюллер, был русский. Неизвестно, осталось ли что-то в памяти со времён школьной скамьи, но так или иначе именно лингвистическая тема будет важным лейтмотивом в её кинокарьере.

После школы Хюллер поступает в престижную Академию драматического искусства Эрнста Буша в Берлине. Удивительно, но после выпуска актриса уезжает из Берлина, центра культурной и творческой жизни. Позже она скажет, что её смущало давление большого города: «Когда я выходила на улицу, всегда было ощущение, что я должна быть кем-то или выглядеть определённым образом. Я никогда не чувствовала себя расслабленной». Она переехала в Швейцарию, где поступила в театр Базеля. Именно там к ней пришёл первый актёрский успех — в 2003 году журнал Theater heute назвал её лучшей молодой актрисой года, во многом за её смелую, как говорят, «галлюцинаторную» интерпретацию роли Джульетты в классической шекспировской постановке.

Сандра Хюллер и Йенс Харцер в постановке «Пентесилея» режиссёра Йохана Саймонса, гамбургский театр «Талия», фото: Monika Rittershaus

В общем-то, Хюллер стала известной в Германии ещё до дебюта в кино: она сыграла рок-певицу и вдову Курта Кобейна Кортни Лав в постановке «Ради любви», а также появилась на берлинской сцене в образе Елизаветы I в комедийном спектакле «Королева-девственница». В нём обыгрывался тезис о том, что в монархе чудесным образом уживаются две ипостаси в своих предельных проявлениях — женская и мужская. Именно отсюда родом фотографии Сандры в костюме голого мужчины с короной на голове. Сейчас актриса продолжает играть на сцене: например, в вольной адаптации «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля, действие которого происходит не в особняке на званом ужине, а в школьном классе, где родители расселись за партами детей и поняли, что не могут покинуть их.

Сандра Хюллер в фильме «Реквием» (2006) режиссёра Ханса-Кристиана Шмида, Berlinale-2006

Свою первую роль в полнометражном кино Хюллер исполнила в 27 лет. «Реквием» Ханса-Кристиана Шмида принёс ей победу в категории «Лучшая актриса» на Берлинском фестивале 2006 года. Примечательно, что ей достался сразу же «Серебряный медведь», а не второстепенная награда «Начинающей актрисе». Она сыграла девушку с эпилепсией из религиозной семьи.


После поступления в берлинский университет, где героиня пробует жизнь без надзора и вступает в отношения, припадки усиливаются. Тогда мать вместе со священником решают «выгнать всех бесов» сеансами экзорцизма, из-за которых она в итоге и погибнет. Это, впрочем, известная реальная история, которую в этом же году Скотт Дерриксон по-американски поставил в «Шести демонах Эмили Роуз».

Если верить, что актёрское мастерство состоит в способности переключаться между разными психоэмоциональными состояниями, то Хюллер показала этот талант уже в дебюте. За небольшой хронометраж её героиня проходит путь от неуверенной и болезненной до взрывной и истерической девушки. 


Сандра Хюллер и её «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль в «Реквиеме», Berlinale-2006

Но, пожалуй, главное, в чём Хюллер преуспела, — это в передаче состояния «ненормальности». Неудивительно, что следующий громкий фильм с её участием «Броуновское движение» 2010 года режиссёрки Нанук Леопольд эксплуатирует именно эту способность актрисы. Она играет с виду порядочную жену и мать из французского среднего класса. Но на работе в больнице она знакомится с пациентами и отводит их в специально снятую квартиру для секса с незнакомцами. Момент соблазнения всегда остаётся за кадром, как, впрочем, и сам секс. Камера показывает только детали мужских тел, которые интересуют героиню Хюллер: это может быть толстый живот или, например, волосатые руки. Когда всё вскрывается, объяснить своё поведение она не в состоянии… но семейная жизнь продолжается.

«Броуновское движение» также стало первым опытом игры актрисы на неродном языке — английском. Вообще, ситуация попадания героинь Хюллер в чужеродную среду встречается чуть ли не в каждом фильме: в «Тони Эрдманне» она работает бизнес-консультантом в надоевшем ей Бухаресте, в «Анатомии падения» её героиня после жизни в Англии переезжает во Францию, в «Сиси и я» Хюллер предстаёт в образе венгерской графини, или уже косвенно — в «Изгнании» Виcара Морины главный герой, её муж, косовский албанец, жалуется на трудности интеграции в германское общество. Так или иначе, темы столкновения культурных полей, языковых ситуаций, видимо, пробуждают в Хюллер личный интерес, особенно учитывая, что для «Анатомии падения» она взялась учить французский язык.

Сандра Хюллер в фильме «Тони Эрдманн» Марен Аде (2016), Komplizen Film

До картины «Тони Эрдманн» Марен Аде Хюллер была локальной звездой, но после номинации фильма на премию «Оскар» в категории иностранного кино и триумфа на Каннском фестивале об актрисе знали уже широко, в том числе и в России. Она сыграла Инес, одержимую корпоративной жизнью сотрудницу международной компании, которой поручено увеличить прибыль за счёт увольнения сотрудников в румынском филиале. Всё меняет приезд отца из Германии, который, чтобы растормошить трудоголизм дочери, разыгрывает роль эксцентричного посла перед ней и её коллегами. В кульминационной сцене, когда героиня Хюллер уже поддаётся импульсу спонтанности и самой жизни, она устраивает вместо запланированного тимбилдинга — как бы сейчас забавно ни звучало — «голую вечеринку», встречая коллег обнажённой. Так Хюллер ещё стала своеобразным символом саморазоблачения, или, если угодно, оголения капиталистического труда. Здесь тяжело устоять и ещё раз не вспомнить, что сама актриса родом из социалистической Германии.

Сандра Хюллер в фильме «Зона интересов» режиссёра Джонатана Глейзера, A24

Позже Хюллер появлялась в кино скорее на второстепенных ролях: сотрудница торгового зала супермаркета в драме повседневности «Между рядами» Томаса Штубера, которая влюбляется в коллегу-погрузчика; психологиня, готовящая героиню Евы Грин к полёту в космос, в не самой заметной драме «Проксима» Алис Винокур, и вышеупомянутое «Изгнание», кино, которое прикидывается типовым европейским рассуждением на тему социальной несправедливости, но по итогу затрагивает более тонкие личностные материи.

Когда Хюллер предложили сыграть Хедвигу Хёсс, жену коменданта Освенцима, она сперва отнеслась к этому скептически.

«Я всегда отказывалась играть фашистов. Мне не интересны эти люди, эти герои. Немцы могут играть самых разных персонажей, а не только фашистов», — комментировала актриса.

Но сценарий и уважение к Джонатану Глейзеру убедили её принять участие. Судя по фильму, перед актрисой стояла задача изобразить соучастие в преступлениях, которые разворачивались за забором их идиллического домика, используя минимум вербальной речи, иначе говоря, избегая классического драматизма. Поэтому Хюллер обратилась к телесности, в сущности, именно её героиня — самый фактурный персонаж. Она сутулится и заваливает плечи, шагает прихрамывая, несуразно расставляя ноги в стороны. И важно, что эти все детали поданы без переигрывания, совершенно нейтрально.

Сандра Хюллер и Сванн Арло в фильме «Анатомия Падения» Жюстин Трие, Про:взгляд

А вот с точки зрения психологизма самой выдающейся и, как уже не раз отметил, успешной работой актрисы является роль Сандры Войтер, обвиняемой в убийстве мужа писательницы из «Анатомии падения». Особенность игры Хюллер в том, что её героиня ведёт себя на протяжении всего хронометража как невиновный человек, в ней нет ничего такого — даже в микромимике, — что намекнуло бы на её злодеяние, тёмную сторону. Тем не менее Хюллер оставляет зазор для допущения, что её героиня — искусный лицемер, конечно, во многом тут работает общий драматургический каркас фильма, но в таких случаях чрезвычайно важно для актёра чувствовать тонкость эмоций, сохранять полный контроль над персонажем.

Интересно, каким образом развернётся судьба Хюллер — унесёт ли ее Голливуд, который сейчас, очевидно, заваливает актрису предложениями. По её словам, она предпочтёт остаться в Германии, сохранив за собой место в театре Лейпцига. Также сообщают, что Сандра планирует дебютировать в качестве театрального режиссёра и параллельно работает над ролью, которая покажется ещё более мрачной в сравнении с персонажем из «Анатомии падения». Но самое ожидаемое, хотя это не более чем слух, появление Хюллер — в ремейке «Голого пистолета». Так или иначе, будем надеяться.

Читайте также
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
История отечественного стриминга: Часть 8. «Кинопоиск»
Длинная дорога от онлайн-энциклопедии до онлайн-кинотеатра.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
ММКФ-2024: голографические слёзы, потерянные подростки
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть первая.
Алекс Гарленд: страх фантастического
В научном подходе черти водятся.
Также рекомендуем
Нечеловеческая жестокость на фоне обыкновенных будней.
Симбиоз жести, эстетства и растерянности.
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.
Нечеловеческая жестокость на фоне обыкновенных будней.
Симбиоз жести, эстетства и растерянности.
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.

Последние новости

00:00