Балабанову — 60. Кинокритики выбирают любимые кадры из его фильмов

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

25 февраля Алексею Балабанову исполнилось бы 60 лет. Зинаида Пронченко попросила кинокритиков и журналистов выбрать всего один, но самый дорогой кадр из фильмографии режиссёра.


Вероника Хлебникова-Бруни: Если о кино, то почти и не найти у Балабанова среди любимых именно кадр — не внутрикадровую хореографию, неделимую на отдельные снимки. Или кадр, живущий отдельно от музыки, — то Бутусов, то Фёдоров с Гаркушей, то Дидюля. К долгому плану в трамвае героя Советского Союза, майора и кочегара, только что воткнувшего лыжный осиновый кол в сердце упыря, приживлена «Истерика» «Агаты Кристи». Разве вот этот, где оператор Симонов останавливает движение камеры, а на звуковой дорожке только тихий знакомый голос. «Чё, не взяли?» — едва ли не с нежностью поворачивает голову к присевшему рядом Александру Мосину, бандосу, Алексей Октябринович Балабанов, кинорежиссёр, член Европейской киноакадемии, в чёрных инвалидных очках, с толстеньким портфелем, видавшим виды, в малиновой толстовке, привезённой Сергеем Бодровым из Америки. Настрадался, рука сломана, в небесный космос пока не взяли, ещё тут, живой, счастья хочет. Я тоже хочу. А если о любви, то любимый кадр тот, который при мне и снят, — в снегах, в ста километрах от Питера. Напросилась после интервью приехать. Замёрзла, конечно, а не заболела, обогрели, дали тёплые носки. Выстраивали план в «Морфии», где прибытие поезда, лошадёнка, белый пар паровозной трубы, «намело сугробы у нашего крыльца». Долго готовились, а Балабанов только и сказал: «Давайте сделаем это талантливо».



Антон Долин: Герман-старший, лучший советский режиссёр, смотрит на Балабанова, лучшего постсоветского режиссёра и своего ученика. Между ними замочная скважина, дверь, стена Замка, откуда так и не смог выйти Кламм-Герман и куда так и не смог войти Землемер-Балабанов. Здесь их пути расходятся. Они умрут с разницей в три месяца девятнадцать лет спустя.



Станислав Зельвенский: Люблю «Брата», люблю трамваи.



Андрей Карташов: Самые жуткие моменты у Балабанова — фрагменты пустого времени: знаменитые проходы, проезд милиционера на мотоцикле или вот эта воландовская процессия: чёрт отправляется на сватовство.

Алексей Филиппов: На самых запоминающихся кадрах Балабанова герои находятся в движении, а тут идеальное сочетание: движение к будущему веку с торжественным видом и грязными помыслами.



Олег Кашин: Транспортный самолёт в «Грузе 200»: только что выгрузили гробы, и внутрь самолета забегают ещё живые десантники, про которых всё понятно, в каком виде они вернутся этим же бортом. В 2007 году меня поразило, что такой банальный с точки зрения перестроечного кино (вряд ли, конечно, но мне почти всерьёз кажется, что в каком-нибудь фильме 1990 года мы найдём такой же образ — а если не найдем, то только потому, что режиссёр постеснялся действовать настолько в лоб) ход в конце нулевых воспринимается — и действительно так и воспринимался! — как нечто невероятное. На «Грузе 200» я, наверное, и полюбил Балабанова всерьёз — моё перестроечное сердце дрогнуло.



Василий Корецкий: Кадр с Журовым на мотоцикле из «Груза 200» под Лозу, потому что в этом кадре весь Советский Союз, вся его инфернальная сущность.

Денис Рузаев: Всё банально: это Череповец, родина моя, на фоне, и сам пейзаж прекрасно знаком. То есть этот кадр со мной по умолчанию говорит на большем числе семантических уровней, чем любой другой, у Балабанова ли или кого угодно ещё.



Мария Кувшинова: Это финал «Счастливых дней», я его люблю, потому что будто плыву в лодочке с главным героем. И вообще чего тут непонятного.



Анна Ниман: Мир Балабанова невозможно представить без пяти секунд в начале «Брата». Это первое знакомство зрителя с главным героем балабановского канона. Неудобный и опасный чудак, «обсос», не ведающий правил, то ли спаситель, то ли карающий ангел, дембель-правдоискатель Данила Багров появляется словно ниоткуда. Нарушив границу между кино и реальностью, он вскарабкивается на экран из «изменчивой, непредсказуемой русской почвы». И тут же попадает под прожектора съёмочной группы. Потирая озябшие руки, Данила, что твой пионер из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!», готов озадачить сакраментальным: «Чё это вы здесь делаете, а?» — и... остаться без ответа. Очарованный странник, обречённый «погибать, да так и не погибнуть», Данила оказался не просто бессмертным — он увлёк в вечность и сыгравшего его Сергея Бодрова, а за ним и самого режиссёра, превратившись в «олицетворённый народною фантазиею миф».



Андрей Плахов: Это «Война». Балабанов — мужской режиссёр, и женская красота у него сверкает, как редкая в этом аскетичном мире драгоценность.



Зинаида Пронченко: Неловкую ситуацию под названием «Это мама твоя?» я мечтала воспроизвести в жизни с самого первого раза, что посмотрела «Брат», и вот в прошлом году мне это удалось в фойе московской «Новой оперы». «Брат» Балабанова — это, без преувеличения, часть генетического кода, моё детство, отрочество и юность, мои «В людях» и «Мои университеты». Балабанов был, есть и, боюсь, будет ещё долгое время единственным отечественным режиссёром, которому этот зыбкий китчевый макабр — наша действительность — сдавался без боя. Видимо, только Алексей Октябринович чувствовал его невидимую красоту и неуловимую логику.



Михаил Ратгауз: Балабанов проходит мимо моих радаров. Он говорит на языке, который мои локаторы в главном не улавливают. Единственное исключение — «Морфий», больная, промозглая сказка, в которой я узнаю часть себя.



Максим Семеляк: Все мои кадры-фавориты так или иначе будут связаны с «Братом-2», это вообще мой любимый балабановский фильм, мне нравится в нём всё, но если сузить поиск — то я готов подолгу смотреть на выражения лица Валентина Эдгаровича Белкина в исполнении Сергея Маковецкого в минуты, когда он пререкается с начальником собственной охраны, их там, по счастью, не так уж мало, этих минут. На начальника охраны, впрочем, я тоже люблю смотреть.



Василий Степанов: Балабанова принято трактовать как автора брутального, держащегося сурово и отстранённо (почитайте его интервью), однако, как часто бывает, холодность и строгость к себе — лишь оборотная сторона мучительной нежности к другим. Вот кадр из «Счастливых дней» — сцена на Смоленском кладбище, пролог к будущим двадцати годам попыток найти своих и успокоиться.

Читайте также
91-й «Оскар» в материалах КИНОТВ
В Лос-Анджелесе состоялась 91-я церемония вручения премии «Оскар». Публикуем результаты и материалы КИНОТВ о победителях и ...
«Лабиринты прошлого»: Пенелопа Крус и Хавьер Бардем в новом фильме Асгара Фархади
До российского проката добрался фильм открытия Каннского кинофестиваля «Лабиринты прошлого» двукратного обладателя «Оскара» Асгара Фархади. КИ...
Физическое превращение: Кристиану Бэйлу — 45
21 февраля в российский прокат выходит «Власть» Адама МакКея — комедийный байопик об одиозном американском политике-республиканце Дике Чейни, котор...
5 великих фильмов о блокаде Ленинграда
К 75-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда КИНОТВ представляет подборку кинолент о самой большой трагедии в истории великого города....
Голландец с дробовиком: 75 лет Рутгеру Хауэру
Лучший нидерландский актёр ХХ века (звание, присвоенное ему на родине) Рутгер Хауэр отмечает 75-летие. Гид по карьере великого и, кажется, всё...
Золотой глобуc — 2019: Лауреаты
Голливудская ассоциация иностранной прессы раздала премии «Золотой глобус». КИНОТВ публикует полный список лауреатов. Победители в номинациях...
Также рекомендуем
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Миттельмарш».
Один из любимых актёров Алексея Балабанова, чьи каноничные образы в фильмах «Брат» и «Брат 2» знает каждый к...
Дина Ключарёва снова заглядывает в воображаемый кинематографический шкаф и достаёт... свитер. Одноврем...
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Миттельмарш».
Один из любимых актёров Алексея Балабанова, чьи каноничные образы в фильмах «Брат» и «Брат 2» знает каждый к...
Дина Ключарёва снова заглядывает в воображаемый кинематографический шкаф и достаёт... свитер. Одноврем...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00