Безумство храбрых: в чём секрет популярности «Атаки титанов»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Атака титанов»
«Атака титанов»

Сергей Сергиенко берётся за не самую простую задачу — попытаться осознать и описать, в чём кроется секрет успеха аниме-сериала десятилетия.

В далёком уже 2003 году японский геймдизайнер Ёко Таро написал сценарий для игры Drakengard. По собственному признанию, он просто не мог спокойно смотреть на то, как в видеоиграх смакуются насилие и жестокость, а счётчик смертей выступает едва ли не главным показателем «крутости» игрока. Drakengard сохранила форму, но изменила содержание: куда важнее для Таро стало изучение того, как ломается психика человека, который способен на убийство сотен и тысяч людей.

Ёко Тару/kanobu.ru
Ёко Тару/фото взято с сайта kanobu.ru

Семь лет спустя игра получила продолжение в лице новой серии NieR, где Таро вновь выступил сценаристом. Суть сильно трансформировалась: вместо «боевого безумия», заинтересовавшего геймдизайнера в предыдущей игре, он под влиянием шока от терроризма, бушевавшего по всему миру, решил разобраться в том, что с личностью способна сделать непоколебимая вера в собственную правоту. И во многом NieR вышла даже страшнее — именно из-за того, насколько точно описана «оправданная жестокость», на которую идёт главный герой. Святая вера в нерушимость своих суждений легко оправдывает в его (и игрока) глазах геноцид, массовые убийства и обречение на гибель целых видов.

Сегодня, впрочем, речь совсем не о Таро и его странных играх. Речь об «Атаке титанов», у которой как раз удачно завершилась вторая половина финального сезона. Нет, это не конец истории — но интересная точка для того, чтобы поговорить о наметившихся темах. И о том, почему вспомнить имя не очень известного японского дизайнера было более чем уместно. Говорить будем, естественно, со спойлерами — как к предыдущим, так и к последнему сезону.

Истоки зла

Для начала немного истории. «Атака титанов» была придумана Хадзимэ Исаямой и стартовала в 2009 году как манга. Сюжет он пытался продать с 2006-го, но получал либо отказы, либо просьбы изменить детали, чтобы подстроиться под аудиторию того или иного журнала. В итоге в задуманном виде мангу принял журнал Bessatsu Shonen Magazine с довольно скромными тиражами. Которые неплохо выросли именно благодаря «Атаке титанов».

История интригует буквально со старта: человечество живёт на острове за гигантскими стенами. Они нужны для того, чтобы сдерживать титанов — странных антропоморфных гигантов, которые нападают на людей и едят их. Давно считается, что человечество за пределами стен уничтожено, хотя разведчики то и дело пытаются узнать, что на самом деле скрывается в неизведанном мире.

В число разведчиков пытаются попасть и три друга детства: Эрен Йегер, Микаса Аккерман и Армин Арлерт. Дело в том, что троица в прошлом пережила нападение титанов на деревню Шиганшину, в результате которого оказалась пробита первая из трёх стен. Эрен своими глазами видел смерть матери и поклялся отомстить титанам, но на деле всё оказалось не так просто.

«Атака титанов»

Уже в первом сезоне стало известно, что, как говорится, титаны — тоже люди: громче всех кричавший о своей ненависти Эрен сам научился превращаться в титана, а среди вчерашних товарищей оказались те, кто, собственно, помогал рушить стены и планомерно совершал нападения на людей Парадиза. И с каждым новым сезоном открытий становится всё больше.

Истина за истиной

За предыдущие сезоны герои успели узнать, что титаном может стать почти любой житель Парадиза — вернее, людей Имир, потомков первого титана, Имир Фриц. Более того, за пределами стен — целый мир, который живёт и боится Парадиза, а королевская семья при этом активно поддерживает страх жителей из-за грехов далёкого прошлого.

Собственно, корпус разведки, в котором и служат Эрен, Армин и Микаса, успевает осуществить государственный переворот, познакомиться с некоторыми из людей из внешнего мира и, конечно, отправиться за материк в Марлийскую империю. Которая тоже помнит прошлое и считает всех людей Имир «детьми дьявола», подлежащими полному уничтожению.

«Атака титанов»

Поэтому четвёртый, он же финальный, сезон и стартует неожиданно — с конфликта между Марлией и одним из материковых государств, причём в бою задействованы титаны. Эльдийцы за пределами Парадиза согнаны в закрытые районы с чудовищными условиями для жизни. Позже происходит эскалация конфликта, и вот уже вчерашние герои, сражавшиеся с титанами на Парадизе, начинают атаковать Марлию, а позже конфликт уже разворачивается не между людьми и титанами, а между Парадизом и остальным миром.

Игра престолов 

Пересказывать все события шоу — дело довольно неблагодарное: до выхода третьей части финального сезона «Атака титанов» разрослась до 87 серий — конечно, это далеко не самый большой аниме-сериал в истории (тот же «Большой куш» насчитывает более тысячи эпизодов), но концентрация событий при этом попросту зашкаливает.

«Атаку титанов» периодически сравнивают с «Игрой престолов», и весь прикол в том, что сравнение, в общем-то, небеспочвенное. Оба шоу являют миру детально проработанное произведение со множеством интересных находок и важной фишкой, что никто из героев не застрахован от смерти, — особенно на первых порах. Да и без серьёзных предательств не обошлось: двойные, тройные и четверные агенты, чрезмерно сложные многоходовки и многое другое в шоу — примерно такая же обыденность, как смерть для разведкорпуса. Герои то и дело будут менять стороны конфликта, собственное мнение на ситуацию, что во многом и стало источником популярности. Трудно предугадать заранее, что же случится дальше.

«Атака титанов»
«Атака титанов»

К четвёртому сезону картина более-менее устаканилась: марлийцы ненавидят людей Имир, большинство самих эльдийцев, проживающих вне Парадиза, давно свыклись с собственным положением и нередко добровольно принижают самих себя, а даже те, кто пытается помочь островитянам, порой используют в лучшем случае радикальные методы. На этом фоне центральная фигура Эрена Йегера, прошедшего от ненависти к титанам до управления оными, кажется очень интересной.

Триумф воли

Эрен — идеалист. По крайней мере, таковым он представляется сначала: он был полностью предан идее уничтожения титанов и отступился от неё только после того, как узнал правду о монстрах. Решительность юноши была видна ещё в детстве: Микаса нередко вспоминает, как Эрен спас её от преступников в девять лет. Несмотря на юный возраст, он спокойно зарезал двоих негодяев, не видя в своих действиях ничего зазорного. Кроме разве что того факта, что опечалил отца.

В битвах с титанами Йегер тоже не сдерживается: даже потеряв ногу, он продолжил сражаться в первом же бою и едва не погиб в процессе. Что его, впрочем, не остановило: за своё безрассудство Эрен даже получил кличку «Смертник». О своей возможности превращаться в титана парень узнал после того, как его самого сожрали, а он вырвался наружу из желудка монстра уже в виде гиганта с огромной силой.

Со временем он начнёт всё лучше использовать приобретённую возможность, находя всё новые грани титанических сил — от способности каменеть в нужных местах до управления бездумными титанами с помощью крика. Всё это пригодится в будущем при нападении на Марлию, граждане которой всеми силами притесняют эльдийцев и не считают жителей Парадиза за людей.

Тем не менее выбранный Эреном путь шокирует даже друзей: лишь поначалу он старательно делает вид, что понял замысел своего брата Зика, который выступает на стороне Марлии и был в числе тех, кто напал на Парадиз в облике Звероподобного титана. Однако на деле у Эрена другая цель — уничтожение всего за пределами Парадиза. О чём стоит поговорить подробнее.

Новый порядок

План Зика был прост и в какой-то степени безотказен: чтобы не было угрозы для человечества в лице потомков Имир, всех эльдийцев необходимо стерилизовать. Нет новых детей — нет проблем, и при этом вроде бы и о массовом убийстве уже живущих речь тоже не идёт. По сути это всё ещё геноцид, пытающийся прикрыться благородной маской, но Зика и его товарищей это не очень-то волнует.

«Атака титанов»
«Атака титанов»

И Эрен следует плану, но в какой-то момент раскрывает карты: на самом деле он планирует пробудить Гул земли — чудовищное оружие, способное уничтожить всё живое. Речь идёт о гигантских титанах, вмурованных в стены.

Собственно, во второй половине финального сезона Йегер проворачивает именно этот план: заполучив нужные силы, он запускает Гул с простой целью — стереть с лица Земли все народы, кроме эльдийцев, тем самым прекратив ненависть и разорвав цикл мести, который длится уже не одно тысячелетие. После этого народ Имир сможет жить в покое — пусть и ценой жизней других.

Само собой, план не на шутку пугает большинство тех, с кем дружил Эрен: понять и простить геноцид не так-то просто. Но куда страшнее то, что план этот находит отклик в сердцах многих эльдийцев, которые хотят наконец получить право на нормальную жизнь. Судьбы далёких соседей, о которых и известно-то только, что они люто ненавидят остров и мечтают стереть его с лица Земли, эльдийцев мало волнуют.

Многие из разведкорпуса же, в свою очередь, ставят себе цель помешать ужасающему плану Йегера — и ожидаемо получают клеймо предателей от своих же союзников. При этом страх перед глобальным кризисом заставляет сотрудничать со вчерашними врагами: так Армин и Микаса, например, объединяются с Анни и Райнером, теми самыми кадетами, что внедрялись в разведкорпус Парадиза, чтобы уничтожить остров изнутри. Кроме того, в небольшой отряд попали и марлийцы, и эльдийцы с материка, в чьи головы всю жизнь вдалбливалась идея, что народ Имир поголовно демоны. Последние на месте убедились, что разницы между людьми и демонами, в общем-то, нет, — все из одного теста.

Апокалипсис сегодня

«Атака титанов»
«Атака титанов»

Где-то здесь и хочется вернуться к тому, с чего начался текст, — к Ёко Таро и его странным играм о природе человеческой жестокости. В какой-то мере «Атака титанов» изучает похожие материи, а Эрен напоминает безымянного мальчика из NieR: оба готовы на всё ради высшей цели. В случае Эрена транслируется простая мысль: весь мир может гореть синим пламенем, лишь бы родной народ чувствовал себя в безопасности и комфорте.

Мысль интересная, но опасная, на что намекает неодобрение тех, кто никогда и помыслить не мог о том, чтобы отвернуться от Йегера. И всё же простая правда, что геноцид нельзя оправдать ничем, становится во главу повествования: большая часть финального сезона в итоге становится многогранным изучением именно этого непростого вопроса. «Атака титанов» при этом не пытается делить мир на однозначные чёрное и белое. Вполне очевидно, что правые и виноватые есть по обе стороны конфликта, но местный аналог красной кнопки в виде Гула земли в руках только у Эрена.

Здесь отдельно хочется оговориться, что в Японии частенько пользуются аллюзиями на ядерное оружие, но никогда не называют его прямо. Будь то пси-атака из «Акиры» или «Второй Удар» из Евангелиона (которым, к слову, в числе прочего вдохновлялся Исаяма при создании «Атаки титанов»), оружие это всегда катастрофически разрушительно и несёт только смерть.

В последней серии сезона видно, что Эрен приходит к своему решению через сложные размышления и ни о какой однозначности речи не идёт. И кто знает, может, в 2023-м зрители увидят очередной поворот, который снова поставит всю историю с ног на голову, как это случалось уже не единожды. Но пока что финал с его предвестниками Апокалипсиса выглядит как чудовищное напоминание об ужасах любых конфликтов в этом мире.

Секретный ингредиент

«Атака титанов» — монолитное произведение, аналогов которому не так уж много. Авторам удалось создать детальный и проработанный мир, который по-настоящему увлекает и раскрывается с разных сторон постепенно. Словно этого мало, в сюжете то и дело всплывают важные и сложные темы — от попыток расширить горизонт событий до оправдания преступлений в глазах народа и правительства.

Сложный нарратив, неоднозначные темы, интересные объёмные персонажи и высокая детализация примерно всего вытягивают «Атаку» на какой-то недосягаемый уровень. Это крепкая хорошая фантастика, а, как знают все фанаты жанра, лучшая фантастика всегда говорит о темах, которые близки каждому, — пусть и в виде аллегорий и чуждых образов. Остаётся только ждать, что же подготовили для зрителей в оставшихся эпизодах, — ну или читать мангу-первоисточник. Тут уж решать каждому самостоятельно.

Читайте также
Фуга для отсутствующего оркестра: «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча 
20 лет назад в России состоялась премьера фильма
Итоги Берлинале: все счастливые семьи похожи
По следам Берлинского кинофестиваля Сусанна Альперина размышляет о том, каким получ...
Берлинский кинофестиваль: о чём весь город говорит
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ рассказывает о том, как стартовал Берлинский кинофестиваль, которому удалось ворваться в офлайн-...
Ещё по одной: как платформы выбирают модель релиза
Выпустить весь сезон в один день или же устроить еженедельную премьеру новых серий — какая модель правильная или более успешная для платформ, однозначно сказа...
Истребитель положительных мнений: как Джосс Уидон пал под натиском обвинений и что он об этом думает
Журнал New York опубликовал на своём сайте Vulture статью о Джоссе Уидоне, в которой представлены комментарии самого Уидона, а также его прежних коллег. ...
Также рекомендуем
Человек, ставший примером для несчётного количества аниматоров.
Алексей Васильев рассказывает об неэкранизируемой книге.
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...
Человек, ставший примером для несчётного количества аниматоров.
Алексей Васильев рассказывает об неэкранизируемой книге.
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...

Последние новости

Зендея высказалась о переносе третьего сезона «Эйфории»
Для актрисы непостижимо то, что происходит с сериалом.
Студия Ghibli получит «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля
Впервые премию присвоят целой студии, а не отдельному человеку.
Нева Хауэлл сыграет приёмную мать «Супермена»
В перезапуске киновселенной DC от Джеймса Ганна.
Джозефа Куинна не волнует усталость от современных кинокомиксов
Актёр исполнит роль Человека-факела в новой «Фантастической четвёрке».
Прямое включение из ада в дублированном трейлере «Полночи с дьяволом»
Фильм ужасов доберётся до российских кинотеатров 6 июня.
Эндрю Гарфилд может сыграть в фильме про Иисуса от Мартина Скорсезе
Ранее двое уже работали над исторической драмой «Молчание».
Весенние краски в аниме: уникальные сериалы о цветущем апреле
Расцвет сакуры и зрительского настроения в рамках японской анимации.
00:00