Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть третья

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Я — капитан», реж. Маттео Гарроне. Фото: Canal+

Кинокритик Денис Виленкин возвращается с третьим дневником 80-го Венецианского кинофестиваля. В прошлых материалах мы узнали о фаворитах фестиваля, а также о самых неоднозначных картинах.

Фестиваль приближается к завершению. Нельзя сказать, что его юбилейный статус как-то отразился на качестве картин. Более того, в 2018-м, в 2017-м и более ранних его изданиях конкурсная программа было значительно сильнее. Но, невзирая на голливудскую забастовку сценаристов и актёров, на него доехали некоторые американские звёзды и обошлось, кажется, без серьёзных релизных жертв (не считая «Претендентов» Луки Гуаданьино). Впрочем, не будем забывать, что Венецианский кинофестиваль всегда отличался серьёзным настроем и даже в год бушующего ковида смотр состоялся. Победу одержала «Земля кочевников» Хлои Чжао, а потом забрала ещё и «Оскар» за лучший фильм. Короче говоря, индустриальное влияние очевидно. Поможет ли Адаму Драйверу появление на красной дорожке в очереди среди претендентов на тотализаторе? Скорее всего, нет. С огромной вероятностью в состязание за лучшую мужскую роль включится Брэдли Купер («Маэстро») и прервёт борьбу Леонардо ДиКаприо («Убийцы цветочной луны») и Киллиана Мёрфи («Оппенгеймер»).

«Маэстро», реж. Брэдли Купер. Фото: Netflix

С победами же в актёрских номинациях на фестивале ситуация может сложиться по-разному. Об этом — в следующем выпуске дневника.

Но самое главное — чтобы призов не досталось фильму Маттео Гарроне «Я — капитан». Непрофессиональные актёры в нём играют самоотверженно, и режиссёр Гарроне — человек с большой буквы, разместил своих героев в Италии, помог им с устройством в жизни. Жаль, что к самому фильму акт доброй воли не имеет никакого отношения.

Главные герои, Сейду (Сейду Сарр) и Мусса (Мустафа Фалл), готовят побег из родного Сенегала в Италию. Сначала некий гид предлагает помочь им добраться до Ливии, а там уж и до Италии рукой подать. План, конечно, срывается, и парни попадают в круговорот пыток. Сложно сказать, что хуже. Выражение своего white gaze, который не больше и не меньше — стержень истории. Как бы Гарроне ни пытался сделать кино человечным, все драматургические испытания он укомплектовывает вполне по-голливудски. А когда безотказные методы спекуляции (мучения беременной женщины на корабле, насильственное поение слабительным посреди ночной пустыни — чтобы естественным путём вышли предусмотрительно спрятанные финансы, появление настоящих пыточных комнат, где всех нелегальных мигрантов убивают за отказ платить мзду рэкетирам, и дальше по списку) встречаются с законами развлекательного кино, становится попросту страшно. Титры под бойкую музыку напоминают «Чёрную пантеру», не иначе. Хуже всего, думаю, именно поощрение Гарроне идеи беженства: невзирая на преследующие героев смерти, физические и моральные унижения, финалом Гарроне утверждает, что шанс на успешный побег существует. Любопытно, когда автор «Гоморры», не идущей на уступки, поверил в опасные хеппи-энды, вероятно, задумав сделать из африканского подростка Пиноккио, а из его жизни — «страшную сказку».

Читайте также
Про безумцев и отщепенцев: все грани творчества Вернера Херцога
Сегодня Вернеру Херцогу исполняется 81 год, и заканчивать карьеру режиссёр не планирует. Постановщик снимает игровые и документальные фильмы уже более 60 лет....
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть вторая
Кинокритик Денис Виленкин продолжает вести дневник 80-го Венецианского кинофестиваля специально для КИНОТВ.К экватору фестиваля очереди уменьшаются, как и кол...
Обитель призраков: как устроены японские фильмы ужасов
В российский прокат впервые выходит «Звонок» — культовый японский фильм ужасов Хидэо Накаты, оказавший колоссальное влияние на дальнейшее развитие жанра хорро...
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть первая
Прямо сейчас кинокритик Денис Виленкин находится на 80-м Венецианском кинофестивале и спешит рассказать аудитории КИНОТВ о том, как проходит это масштабное ки...
Развеять смуту: как живёт и выживает российский кинотеатральный прокат
Спасаемся «Чебурашкой», ре-релизами и пиратскими копиями голливудских блокбастеров.
Также рекомендуем
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, ка...
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в...
Wild BunchДо российских кинотеатров добралось «Событие» Одри Диван. Лента французской постановщицы неожиданно для многих...
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, ка...
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в...
Wild BunchДо российских кинотеатров добралось «Событие» Одри Диван. Лента французской постановщицы неожиданно для многих...

Последние новости

Анонсирован сиквел «Экзорциста Ватикана»
Рассел Кроу вернётся в главной роли.
Карла Гуджино сыграет Вивьен Ли в биографическом фильме
Актрису из фильмов «Унесённые ветром» и «Трамвай „Желание“».
The Beatles возвращаются в трейлере фильма Let It Be
Который должен был выйти ещё в 1970 году.
00:00