Дни Польши на Netflix: «стокгольмский синдром» и эротика, казнь «грешников», смерть в детском лагере у озера

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Netflix расширяет географию: летом на стриминговой платформе вышло сразу три примечательных произведения, снятых в Польше. Татьяна Алёшичева рассказывает про каждый из них: «50 оттенков серого» по-польски, которые заругали критики и восторженно встретили зрители, финчеровский каратель грешников в Вроцлаве и скандинавский нуар в постсоциалистической Польше.

«365 дней» («365 dni»), реж. Барбара Бяловас, 2020


Эротический хитяра польского происхождения, вышедший на родине в феврале, летом добрался до международной аудитории «Нетфликса» и засиял, как безумный брильянт из скобяной лавки. Поставлен он с исключительным клипмейкерским тщанием и имеет на агрегаторе «Гнилые помидоры» почётный рейтинг «0» — ни один критик его не похвалил. Публика, впрочем, была куда снисходительнее. Действие начинается на итальянском острове Лампедуза, печально известной перевалочной базе направляющихся в Европу нелегальных мигрантов из Африки. Знатный сицилийский мафиози отказывается участвовать в бизнесе подельников, связанном с торговлей детьми для эротических утех, и тут же получает пулю и умирает на руках сына Массимо (Микеле Морроне). Спустя пять лет Массимо становится «ж-жестоким» и «кр-ровавым» хозяином бизнес-империи на Сицилии, состоящей в основном из гостиниц и клубов, а в это время в Варшаве мается в тухлых отношениях с каким-то никчёмным пузаном амбициозная, но нежная душою ласточка Лаура (Анна Мария Сиклуцка). Во время их с пузаном отпуска на Сицилии она попадает в силки Массимо: знойный наследник мафиозного клана похищает строптивую польку и собирается год держать её взаперти в своих сицилийских дворцах с евроремонтом и изредка вывозить на дискотеку — пока она его не полюбит! Вначале она немножко бьёт его, морщит носик и ведёт себя дерзко. А ещё выбирает себе в роскошных магазинах одежду под стать провинциальной стриптизёрше, так что становится обидно за итальянских дизайнеров, которые зря старались, и ещё почему-то за фильм «Красотка», перепетый так бездарно. Но что поделаешь: как говорит разбитная подружка Лауры из Варшавы, этот Массимо-Моцарелло превратил её мозг в песто. Вначале этот куцый сюжет, служащий лишь прелюдией эротических сцен, вызывает что-то вроде восхищения: а что, так можно было? Опроститься до того, чтобы «50 оттенков серого» показались философским трактатом, а фильмы Залмана Кинга — недосягаемой высотой? Но главная закавыка в том, что это простодушное творение, демонстрирующее объективацию шмотья наряду с голым мужским торсом, сделано женщинами. Одноимённый бестселлер выпустила в Польше писательница Бланка Липиньска, по предыдущему роду деятельности терапевт-гипнотизер, а поставила режиссёрка Барбара Бяловас. Как же так, девочки, — и это всё, о чём мы мечтали и за что боролись? Они же теперь нас засмеют и будут правы.

«Язвы Бреслау» («Plagi Breslau»), реж. Патрик Вега, 2018


На самом деле речь идёт не о «язвах», а о «казнях» — их совершает окопавшийся во Вроцлаве (бывший Бреслау) жестокий маньяк, который расправляется с носителями тяжких пороков по ему одному известному списку. Вначале инспектор из убойного Хелена Рус (Малгожата Козуховска) и её команда (напарник-амбал в трениках и суровая женщина-патологоанатом, похожая на пожилую звезду кабаре) обнаруживают на рынке труп, зашитый в бычью шкуру. На животе убитого — надпись «выродок», сделанная калёным железом, а сам способ умерщвления отличается фантастической жестокостью: высыхая на солнце, шкура сжалась и раздавила беднягу выродка. Следующую жертву маньяк-затейник подверг четвертованию, привязав за руки и за ноги к лошадям и пустив их вскачь прямо по центру Бреслау (великолепно снятая экшен-сцена, где от копыт несущейся лошади уворачиваются пешеходы и автомобили). За ним последовало театральное сожжение заживо новой жертвы на сцене оперы прямо во время представления «Евгения Онегина».

Хелена не может понять, что общего у жертв, пока на помощь ей не прибывает полицейская из Варшавы Ивона (Дария Видавска) — она пеняет местной полиции на плохое знание собственной истории. Оказывается, завоевав в 1740 году Нижнюю Силезию, Фридрих Великий решил очистить Бреслау от грехов и учредил неделю казней, когда ежедневно в шесть вечера греховодники — хапуги, клеветники и мздоимцы — подвергались публичной экзекуции. Преступник воспроизводит тот самый список грехов, а значит, жертв будет всего шесть по числу дней недели за вычетом воскресенья. Этот триллер редкой выделки, откровенно перепевающий финчеровскую классику «Семь», только с заменой главных мужских персонажей на женских, снял польский режиссёр Патрик Вега (он же Патрик Кшеменецкий). Он демонстрирует блестящее владение материалом, обращаясь с финчеровским каноном так же весело и нагло, как когда-то молодой Тарантино переосмыслял блэксплотейшен и грайндхаус. И несмотря на то, что главная героиня Хелена пребывает в глубочайшей депрессии, ходит с кислой миной, а вокруг неё цветёт пышным цветом кровавый гиньоль, фильм лучится оптимизмом и внушает надежду на светлое будущее жанра.

«В густом лесу» («The Woods»), реж. Лезек Давид, Бартек Конопка, 2020


Триллер, снятый Лезеком Давидом и Бартеком Конопкой по роману плодовитого американского детективщика Харлана Кобена. Это уже третья экранизация Кобена на «Нетфликсе» после сделанных в Англии «Безопасности» (2018) и «Незнакомки» (2019) и пока лучшая. История берёт начало в 1994 году, когда юный Павел Копиньский работает вожатым в летнем лагере. Однажды ночью четверо ребят уходят из лагеря в лес с непонятной целью. Хватившись подростков, их начинают искать и обнаруживают два трупа: у реки лежит обнажённое тело Моники, которой перерезали горло, а чуть поодаль в чаще — погибший Даниэль с ножевыми ранениями. Двое других пропали — это сын уборщицы Артур и младшая сестра Павла Камила. В странах социалистического блока практически отсутствовал хоррор как жанр, поэтому вдвойне любопытно посмотреть, как выглядел бы польский слэшер про резню в летнем лагере, скрещенный с богатой традицией психологического реализма.

Спустя четверть века Павел Копиньский (Гжегож Даменцки) работает в Варшаве прокурором и ведёт сложное дело об изнасиловании, подвергаясь дикому давлению со стороны отца предполагаемого насильника — влиятельного и беспринципного тележурналиста Дунай-Шафранского. Его положение и вовсе осложняется, когда полиция находит под мостом труп неизвестного, имевшего при себе газетные вырезки как о давнем деле с пропавшими детьми, так и о нынешней деятельности прокурора Копиньского. Павел становится главным подозреваемым и в то же время ведёт собственное расследование: он предполагает, что убитый — это годами скрывавшийся под чужой личиной Артур, выживший в той давней резне, а значит, его сестра Камила тоже может быть жива. Чтобы помочь полиции опознать тело, он обращается к Лауре Гольдштейн (Агнешка Гороховска), дочери директора лагеря, которая была его первой любовью.

В сюжете Кобена традиционно накручено с три короба, но польская экранизация справляется с этой путаницей гораздо успешнее британских, углубляя действие за счёт отличных актёрских работ и самой манеры съёмки — неспешной и вдумчивой, с чётко прописанными мотивациями, которые приземляют кобеновские выдумки и делают их достоверными. Польские сценаристы адаптировали роман к местным реалиям, и не последнюю роль тут играет ретро-стилистика, картины постсоциалистической Польши во флешбэках. В итоге снятый в Польше американский детектив — история прокурора-правдоруба, его детской травмы и поисков истины — почему-то напоминает по стилю скандинавский нуар, в который добавили немного тепла и какой-то особенной славянской задушевности.


Читайте также
«Голубая лагуна», до свидания! Как за 40 лет устарела драма о выживании подростков в дикой природе
Драматическая картина «Голубая лагуна» Рэндала Клайзера впервые была представлена 19 июня 1980 года в Лос-Анджелесе. Идеализированная сказка о ...
«Психо»: триумф манипулятора
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок явил зрителю «Психо». История создания фильма постепенно обрастала легендам...
«В мемориз»: кинокритики о фестивалях
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское такси, Василий Степанов вспоминает случа...
«Ты — единственная незыблемая величина...»: Клинту Иствуду 90 лет!
Больше полусотни ролей, режиссёрские работы, невероятно насыщенная карьера и жизнь, фирменный взгляд с прищуром, который не спутаешь. Один из величайших из ны...
Кэри Маллиган: актриса без диплома
28 мая 35 лет исполняется Кэри Маллиган. Актриса не может похвастаться большим количеством наград и трофеев от киноакадемиков, но&nbs...
Милый друг: Паттинсону — 34
Сегодня у Роберта Паттинсона день рождения. Сбежав от проклятия стать заложником одного персонажа и амплуа, с успехом пережив возраст Христа, актёр вступает в...
Также рекомендуем
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
О том, как фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров.
На малом экране: охотящийся Роуэн Аткинсон, дерущийся Джефф Бриджесс и богатеющая Майя Рудольф.
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же...
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
О том, как фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров.
На малом экране: охотящийся Роуэн Аткинсон, дерущийся Джефф Бриджесс и богатеющая Майя Рудольф.
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же...

Последние новости

«Годзилла и Конг: Новая империя» нацелился на уверенный старт в прокате
Блокбастер метит на 135 миллионов долларов в первые выходные.
Баки и Асура столкнутся в аниме-кроссовере для Netflix
Два культовых персонажа сразятся друг с другом.
Что смотреть в кино с 28 марта: от «Материнского инстинкта» до «Ненормального»
Новинка с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн в главных ролях, перевыпуск сатиры Романа...
Сюжет третьего сезона «Эйфории» сделает скачок во времени
События сериала перетекут из школьной жизни во взрослую.
Съёмки «Бэтмена 2» начнутся следующей весной
Об этом заявил инсайдер Джефф Снайдер.
«Ирландская мечта» с Линдси Лохан стал неожиданным хитом на Netflix
Романтическая комедия возглавила еженедельный чарт стриминга.
00:00