Скромный и ужасный: как Элайджа Вуд популяризует инди-хоррор

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Сегодня 43 года исполняется Элайдже Вуду — американскому актёру, который у многих ассоциируется с ролью Фродо Бэггинса в эпической трилогии «Властелин колец». Мы предлагаем взглянуть на биографию знаменитости с неожиданной стороны. Вуд обожает фильмы ужасов и снимается в них с детства, а ещё он помогает любопытным инди-хоррорам добираться до фестивалей и широкого проката. В 2010 году вместе со своими соратниками актёр основал продюсерскую компанию SpectreVision, которая выпускает жанровые диковины. Именно Вуд, выполняющий обязанности креативного директора, познакомил зрителей с такими современными шедеврами, как «Мэнди» и «Девушка возвращается одна ночью домой». В честь дня рождения Элайджи Вуда рассказываем, как он прошёл путь от востребованного в ужасах актёра до успешного хоррормейкера.

С детства в ужасах

Свой первый фильм ужасов Элайджа Вуд посмотрел в пятилетнем возрасте. Хоррор, записанный на VHS, назывался «Правда или действие: критическое безумие» (1986) и во многом перекликался с «Хэллоуином» Джона Карпентера.


«Помню, причина, по которой мне было интересно его смотреть, отчасти заключалась в том, что я знал, что мне не следовало этого делать. В детстве, когда ты делаешь то, что не разрешают родители, это как будто повышает увлекательность запрещённого занятия. Так у меня было с хоррорами», — делился актёр.


Уже будучи подростком, Элайджа познакомился с такими культовыми ужасами, как «Изгоняющий дьявола», «Хэллоуин», «Кошмар на улице Вязов» и «Сияние». Именно эти фильмы сформировали его вкус в хоррорах. Когда речь заходит об известных злодеях в ужасах, Вуд без колебаний перечисляет героев, которые шокировали его в юности, в том числе Майкл Майерс, однако не все его инкарнации были удачными. «Персонаж Джека Николсона в “Сиянии” — необыкновенный. Больше всего меня впечатляют истории, основанные на реальных событиях, — рассказывает Вуд и добавляет, что его пугает также то, что происходит с Риган в “Изгоняющем дьявола”. — А вот Фредди Крюгер порой кажется весёлым. Он умеет быть шутником, и за этим интересно наблюдать. Это уже совершенно другой взгляд на ужасы».

Нет ничего удивительного в том, что одну из первых заметных ролей Элайджа сыграл именно в хорроре. В 1990 году вышел фильм ужасов «Ребёнок в ночи», где 9-летний актёр пронзительно воплотил мальчика Люка, страдающего посттравматическим стрессовым расстройством. По сюжету герой Вуда становится свидетелем убийства своего отца, но из-за сильнейшего шока не может объяснить детективам, что именно он видел. Психиатрам мальчик описывает преступника как капитана Крюка из сказки «Питер Пэн». Когда происходит следующее жестокое убийство, Люк в деталях вспоминает события той страшной ночи. Психологически сложная роль в «Ребёнке в ночи» закалила маленького Вуда и подготовила к не менее тяжёлому перевоплощению в триллере «Добрый сынок» (1993) Джозефа Рубина. Элайджа чутко сыграл 12-летнего Марка Эванса, который потерял мать и был вынужден переехать к тёте. В доме родственницы мальчик познакомился со своим двоюродным братом Генри (зловещий Маколей Калкин). Подростки быстро подружились и всё время проводили вместе. Однако в какой-то момент Марк начал подозревать, что с Генри творится неладное. Психопатические наклонности кузена становились всё более очевидными и приобретали угрожающие оттенки. Элайджа впечатляюще передал нервное отчаяние Люка, который пытался предупредить взрослых об опасности, исходящей от аморального Генри, но те отказывались принимать слова ребёнка всерьёз. За роль в «Добром сынке» Вуд удостоился престижной премии Saturn Award как лучший молодой актёр.

Робкие студенты и опасные маньяки

Ещё одним важным вкладом Вуда-актёра в хоррор стала роль в научно-фантастическом «Факультете» (1998) Роберта Родригеса. В знаковом ужастике конца 1990-х Элайджа сыграл аутсайдера Кейси Коннора — фотографа из школьной газеты, над которым издевались популярные старшеклассники. Как же те его недооценивали. Именно проницательный Кейси выясняет, что в стенах учебного заведения обосновались паразиты из космоса, планирующие захватить тела и разумы учителей и студентов. «Факультет», отдававший дань уважения научно-фантастическим хоррорам категории B (вроде «Вторжения похитителей тел»), оказался коммерчески успешным и собрал приличные 45 млн долларов в мировом прокате. Особый шарм фильму придавал персонаж Вуда. Трансформация Кейси из робкого мямли в бесстрашного противника пришельцев заслуживала отдельного признания.

Кадр из фильма «Факультет», Dimension Films

После выхода трилогии «Властелин колец» Питера Джексона на Вуда обрушилась всемирная известность, но актёр не собирался ассоциироваться у людей только с образом добродушного хоббита Фродо Бэггинса. Элайджа решил, что ему обязательно следует сыграть персонажа, который шокирует зрителя после ролей неудачников и гуманистов. Вуд не привык бросать слов на ветер и снялся у своего старого знакомого Роберта Родригеса в неонуарном боевике «Город грехов» (2005). В блестящей экранизации графических романов Фрэнка Миллера Элайджа засветился в новелле «Тяжёлое прощание». Он воплотил безжалостного маньяка в очках Кевина, уж больно похожего на Джеффри Дамера. Герой Вуда не произносил ни слова, беспощадно убивал и одним только стеклянным взглядом заставлял зрителя дрожать от страха. Такая неожиданная смена амплуа пошла Элайдже на пользу — наконец режиссёры и продюсеры перестали видеть в нём застенчивого студента и безобидного хоббита. Следующим запоминающимся хоррором для Вуда стал фильм Алекса де ла Иглесиа «Убийства в Оксфорде» (2007). Эксцентричный испанский режиссёр, снявший «Ведьм из Сугаррамурди», прослыл мастером эпатажного ужаса. Вуд и мечтать не смел, что когда-нибудь появится в картине у такого выдающегося жанрового кинематографиста. Судьба распорядилась иначе: Элайджа с лёгкостью прошёл кастинг в «Убийства в Оксфорде» и сыграл одарённого студента Мартина. По сюжету в стенах университета происходит серия таинственных убийств. Мартин погружается в пучину тёмных тайн Оксфорда и вместе с гениальным преподавателем логики расследует серию запутанных преступлений. Ничего нового фильм Алекса де ла Иглесиа, оглядывающийся на «Код да Винчи», для жанра не предложил, но зато предоставил Вуду площадку для самовыражения. Бесподобная игра актёра буквально спасает посредственную историю от окончательного провала.

Кадр из фильма «Маньяк», Canal+
Кадр из фильма «Город грехов», Dimension Films

Настоящего актёрского триумфа в ужасах Элайджа достиг в слэшере «Маньяк», вышедшем в 2012 году. Если в «Городе грехов» Вуду была отведена лишь эпизодическая роль серийного убийцы, то в беспросветной картине Франка Халфуна он занял собой всё пространство жуткой истории. Герой актёра Фрэнк Зито, страдающий шизофренией, чем-то напоминает Нормана Бейтса из «Психо» (ещё одного любимого хоррора Элайджи). Например, тем, что в безумии героя сомневаться не приходится. По сюжету асоциальному и замкнутому Фрэнку после смерти матери достаётся мастерская по реставрации манекенов. Из-за психологической травмы герой не способен построить отношения с женщинами и смиряется со своим одиночеством. До поры до времени. Днём тихий Фрэнк работает в мастерской, а по ночам преследует девушек и убивает их. Герой Вуда вызывает исключительно отвращение и ненависть. Невозможно отделаться от мысли, что актёр, некогда воплощавший робких студентов и сказочных персонажей, так же естественно преображается в маньяка. Становится не по себе.


«Маньяк» Франка Халфуна интересен не только ужасающей актёрской работой Элайджи, но и необычным подходом к сторителлингу. Зритель воспринимает все события с точки зрения серийного убийцы, а лицо психопата видит лишь на отражающих поверхностях.


Кадр из фильма «Кутис», SpectreVision

В 2014 году Элайджа исполнил одну из центральных ролей в комедийном зомби-хорроре из серии «Так плохо, что даже хорошо». В ужастике «Кутис» Вуд сыграл неуверенного в себе учителя Клинта Хадсона, работающего в начальной школе. По сути, тихий и необщительный персонаж Элайджи легко мог бы оказаться взрослой версией его же студента из «Факультета». Более того, как и Кейси Коннор, Хадсон тоже эволюционирует из труса в настоящего героя. По сюжету во время ланча дети поглощают куриные наггетсы, заражённые зомби-вирусом, и превращаются в живых мертвецов. Инфицированные ученики бродят по школе и нападают на своих ровесников и учителей. Взрослые под предводительством Клинта Хадсона собираются дать отпор зомби и спасти тех, кто не успел заразиться. В «Кутисе», явно вдохновлённом пародийными хоррорами в духе «Зомби по имени Шон», Вуд не только сыграл одну из главных ролей, но и выступил продюсером фильма. Картина вышла под эгидой компании SpectreVision. Одним из сценаристов «Кутиса» выступил сам Ли Уоннелл, но это не уберегло ужастик от провала в прокате. В интервью, приуроченном к релизу, Элайджа рассказал, что «был рад стать частью новой волны возрождения хорроров». Актёра особенно позабавил тот факт, что дети-актёры, которые изображали зомби, были примерно того же возраста, что и он сам, когда начал сниматься в фильмах ужасов. По словам Вуда, работая над «Кутисом», он сталкивался с приступами ностальгии по детству. Премьера хоррора состоялась на кинофестивале «Сандэнс». Критики отметили любопытный концепт ленты (микс стёба над классикой зомби-муви и производственной комедии про будни учителей), но поругали кино за катастрофический недостаток драйва. Тем не менее «Кутис» получил номинацию на премию 2016 iHorror Awards как лучший инди-хоррор.

Вернуть хоррорам былое величие

Идея создать собственную продюсерскую компанию, которая будет поддерживать инди-хорроры, пришла Вуду в голову, когда он начал активно осваивать жанр как актёр. В одном из интервью Элайджа, креативный директор SpectreVision, рассказывал, что основным толчком для реализации проекта стала его «влюблённость в весь процесс кинопроизводства». В 2010 году Вуд, горящий идеей продвижения независимых ужасов в массы, связался со своими единомышленниками — писателем Дэниелом Ноем и режиссёром Джошем С. Уоллером. Друзья полностью разделяли желание Элайджи внести свой вклад в развитие жанра. «Нас объединяла любовь к тем фильмам ужасов, которые, казалось, не снимаются регулярно», — позже признается Вуд. Трио основало продюсерскую компанию The Woodshed, которую позже переименовало в SpectreVision. «Нашей целью было создание фильмов ужасов, которые мы сами хотим посмотреть», — объясняет Вуд. Актёр, взявший на себя обязанности креативного директора, видел свою миссию в популяризации хорроров с глубоким смыслом, а не простых жанровых аттракционов.


«Когда мы придумали SpectreVision, в США было всего несколько примеров фильмов ужасов, которые серьёзно относились к своей тематике. Но большая часть того, что нравилось нам с Дэниелом и Джошем, было из 1970-х. Я убеждён, что если из “Ребёнка Розмари” и “Изгоняющего дьявола” удалить практически все элементы жанра, эти истории останутся такими же убедительными, потому что они несут в себе интересную идею, а не просто опираются на пугающие элементы хоррора», — делился Элайджа.


Первым хоррором, дистрибьютором которого выступила компания SpectreVision (в 2012-м она ещё называлась The Woodshed), стала камерная «Жабья тропа» (2012) Джейсона Бенкера. Режиссёр-дебютант также написал к хоррору сценарий и был одним из его продюсеров. Мистическая «Жабья тропа», перенявшая тревожную интонацию и псевдодокументальность у «Ведьмы из Блэр», ознаменовала рождение такого направления ужасов, как mumblegore. Термин произошёл от инди-жанра мамблкор: натуралистичные диалоги, живая съёмка и бытовые ситуации. Если ко всему вышеперечисленному прибавить мистику и литры крови, то получится mumblegore. В основу ужастика Джейсона Бенкера легла городская легенда о «жабьей тропе» — так, согласно популярной байке, называют дорогу в ад. Картина, в которой разворачивались истории нескольких наркозависимых людей, покорила критиков идеальным балансом социальной драмы, мистики и экзистенциализма. На фестивале независимого кино The Oregon Independent Film Fest «Жабья тропа» взяла приз за лучший фильм.

Кадр из фильма «Жабья тропа», SpectreVision
Кадр из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой», SpectreVision

Следующим любопытным релизом SpectreVision стал научно-фантастический хоррор «Генератор сигналов низкой частоты» (2013) режиссёра и сценариста Антонино Тублена. Шведская картина рассказывала историю музыканта по имени Роберт, который сделал неожиданное открытие: оказывается, он обладает способностью гипнотизировать людей с помощью звуков. Назвать творение Тублена фильмом ужасов язык не поворачивается из-за гротескности и абсурдности ленты. Однако режиссёр настолько искусно вплетает распространённые фобии в мрачную сатиру о людях, злоупотребляющих властью, что не остаётся сомнений: перед нами хоррор-сатира в духе «Чёрного зеркала». 2014 год выдался крайне удачным для SpectreVision. На фестивале независимого кино «Сандэнс» состоялись премьеры сразу двух хорроров, выпущенных компанией: отвязной зомби-комедии «Кутис» и иранского вампирского вестерна «Девушка возвращается одна ночью домой». Вторая картина уже успела получить статус культовой. Дебютному фильму актрисы Аны Лили Амирпур на «Сандэнсе» рукоплескали. Чёрно-белый хоррор хвалили за визуальную эстетику, вдохновлённую ранними работами Линча, феминистский посыл и неожиданное прочтение истории о вампире. По сюжету молчаливая девушка в чадре наводила порядок в иранском городе грехов: пила кровь мужчин, которые жестоко обращались с женщинами. Альтернативный саундтрек картины — отдельная любовь. В 2014 году компания SpectreVision также представила проходной десктоп-триллер «Открытые окна» испанского режиссёра Начо Вигалондо. Тогда скринлайф-фильмы только набирали обороты и выглядели революционными (достаточно вспомнить «Убрать из друзей» Бекмамбетова), но ужастик про девушку, скрывающуюся от сталкера, не отличался изобретательностью. Преследователя и жертву сыграли Элайджа Вуд и Саша Грей, и как раз-таки их взаимодействие на экране — самый интересный аспект картины. До широкого проката «Открытые окна» не добрались и канули в небытие.

В 2016 году на «Сандэнсе» прогремел «Сальный душитель» — самый странный и неоднозначный проект за всю историю SpectreVision. Дебютная картина Джима Хоскинга рассказывала историю престарелого маньяка и патологического лжеца по имени Ронни. Мужчина живёт со своим сыном, великовозрастным детиной Брэйденом. Чтобы как-то сводить концы с концами, эта безумная семейка проводит диско-туры по городу. Периодически Ронни с ног до головы обмазывается жиром и убивает случайных прохожих. Сорокалетний сын маньяка мечтает покинуть родное гнездо и начать жизнь с чистого листа, но авторитарный родитель-психопат быстро возвращает того с небес на землю. «Сальный душитель» удивил критиков своим безбашенным чёрным юмором и неординарным сюжетом. Впрочем, несмотря на положительные отзывы, хоррор Джима Хоскинга — зрелище очень специфическое.

Кадр из фильма «Мэнди», SpectreVision

Спустя два года на «Сандэнсе» выстрелила умопомрачительная «Мэнди» (2018). Фантасмагорический хоррор известного визионера Паноса Косматоса (сына режиссёра «Кобры») поведал классическую историю о мести в неожиданном ключе. По сюжету прекрасную жену дровосека Реда прямо у него на глазах сожгли сектанты. Отчаявшийся мужчина, не сумевший спасти любимую, берёт в руки топор и отправляется на поиски убийц. Реки крови обеспечены.


В случае с «Мэнди» все звёзды сошлись. Завораживающая трэш-эстетика, феноменальный Николас Кейдж (одна из лучших ролей за всю карьеру), мощный сеанс психотерапии, рок-опера в сочетании с фантастикой и ностальгией по восьмидесятым, небанальные отсылки к легендарным ужасам и по-человечески простая сказка о любви.


Сложно представить более многослойный и разноплановый хоррор, по крайней мере за последнее десятилетие точно. «Мэнди» мгновенно стала культовой, а её аутентичность пытались скопировать многие независимые режиссёры. Увы, ни одному из их фильмов не удалось добиться её трансцендентности и изобретательной китчевости.

Кадр из фильма «Дэниел ненастоящий», SpectreVision
Кадр из фильма «Цвет из иных миров», SpectreVision

В 2019 году SpectreVision выпустила две занимательные картины — «Дэниел ненастоящий» и «Цвет из иных миров». Первая — психологический триллер Адама Иджипта Мортимера об одиноком юноше Люке, который близко общается со своим воображаемым другом Дэниелом. Жизнь главного героя идёт своим чередом: он старается не контактировать с миром и никак не может найти общий язык с матерью. Всё меняется, когда вымышленный приятель начинает овладевать разумом Люка и толкает того на чудовищные поступки. Режиссёр увлечённо исследует тему подростковой жестокости и размышляет о прогрессирующей шизофрении. Выглядит жутко, но вторично на фоне многочисленных хорроров и триллеров, посвящённых сложному устройству человеческой личности.


Яркий и манящий «Цвет из иных миров» выглядит как продолжение вселенной «Мэнди»: вездесущий Николас Кейдж, кислотная цветовая палитра, фантасмагорические сюжеты и инопланетные фантазии.


Вот только Ричард Стэнли не снял сиквел кэмп-шедевра Косматоса, а экранизировал самый известный рассказ Лавкрафта. По сути, режиссёр лишь перенял визуальный стиль «Мэнди» (устоять действительно сложно), а так «Цвет из иных миров» больше напоминает «Нечто» Карпентера в лиловых тонах.

За последние пять лет самым выразительным проектом SpectreVision считается «Охотник за разумом. Схватка» (No Man of God в оригинале). В основе биографической криминальной драмы Эмбер Сили лежит серия интервью аналитика ФБР Билла Хагмайера с серийным убийцей Тедом Банди. Вы наверняка подумаете, что маньяка, конечно же, снова играет Элайджа Вуд, но нет. В напряжённом триллере, всё действие которого происходит в замкнутом пространстве, актёр убедительно изображает проницательного сотрудника ФБР, который изучает так называемую психологию серийных убийц. Фильм, сжатый до тесного пространства комнаты для допросов, слишком часто вторит сериалу «Охотник за разумом» и не блещет оригинальностью. Однако оторваться от опасного противостояния маньяка и аналитика невозможно. SpectreVision под чутким руководством Вуда и по сей день продолжает делать невозможное: открывает миру эксцентричных хоррормейкеров и популяризирует незаурядные ужасы. Элайджа, с детства снимавшийся в достойных образцах жанра, не забывает об актёрском ремесле и с удовольствием появляется в интересных проектах. Из последнего — во втором сезоне survival-хоррора «Шершни» он сыграл тревожного детектива Уолтера. И, похоже, у помешанного на ужасах Вуда всё ещё впереди.

Читайте также
Лидерство «Оппенгеймера», Миядзаки претендует на награду: номинанты на «Оскар»
Первые впечатления после объявления участников оскаровской гонки.
Живописец странного и ловец сновидений: портрет Дэвида Линча
78 лет режиссёру, благодаря которому мы полюбили вишнёвые пироги и мрачные тайны.
Поцелуй Кидман, падение Клум и издёвка Дэймона: курьёзы и скандалы премии «Эмми»
Вспоминаем памятные моменты премии: интриги, скандалы и курьёзы.
Также рекомендуем
Влад Шуравин рассказывает о семи ужастиках, которые заменят вам «Один дома».
«Флэш» (The Flash), реж. Андрес Мускетти. 2023/Warner Bros.В это трудно поверить, но многострадальный «Флэш» наконе...
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.
Влад Шуравин рассказывает о семи ужастиках, которые заменят вам «Один дома».
«Флэш» (The Flash), реж. Андрес Мускетти. 2023/Warner Bros.В это трудно поверить, но многострадальный «Флэш» наконе...
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.

Последние новости

Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00