В Каннах — новый Скорсезе! Почему он всё ещё главный диссидент Голливуда?

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Getty Images

Мартин Скорсезе, один из главных героев американского мейнстрима, всю жизнь был в оппозиции к действующим тенденциям масскульта — и в свой ранний, новоголливудский период, и в более поздний, когда мастер из раза в раз работал с суперкастом и многомиллионным бюджетом. Диссидентство как раз и определяет его востребованность, актуальность, которую подтверждает и недавний каннский успех «Убийц цветочной луны»: новинка с ДиКаприо и Де Ниро, несмотря на её внеконкурсный статус, тут же попала в фавориты смотра. Удивительно, но даже гигантский хронометраж картины (размашистый нео-вестерн об убийствах в индейской резервации длится 3 часа 26 минут) мало кого смутил. В честь мировой премьеры «Убийц» разбираемся, чему противился Скорсезе на протяжении всей своей карьеры и как ему по сей день удаётся быть на передовой кинопроцесса.

Скорсезе — зачинщик голливудских скандалов

Мартин Скорсезе. Фото: Kimberly White/Getty Images

В творческой биографии Мартина Скорсезе полно околокинематографических скандалов. К примеру, после фестивальной премьеры «Таксиста» Теннесси Уильямс, тогдашний председатель Каннского жюри, обвинил режиссёра в апологии насилия (хотя в конечном итоге отдал ему «Золотую пальмовую ветвь»). А после релиза «Последнего искушения Христа», представляющего собой альтернативную версию Евангелия, религиозная общественность сочла фильм чудовищным апокрифом: режиссёра обвинили в ереси и чуть не предали анафеме, верующие активисты срывали показы и даже организовали сбор подписей, надеясь уничтожить негатив ленты. В 2019 году Скорсезе написал для The New York Times нашумевшую колонку, где окрестил марвеловские кинокомиксы формульным кино, лишённым риска и эмоционального откровения: публикация вызвала бурное возмущение, режиссёра заподозрили в старческом ретроградстве. Наконец, в 2021 году Скорсезе выпустил в Harper's Magazine эссе о Федерико Феллини, где раскритиковал актуальное состояние индустрии: он сетовал, что кино превращается в низкопробный контент, предлагал заменить рекомендательные алгоритмы стримингов на систему кураторства (это когда фильмы к просмотру советует, исходя из собственных предпочтений, кто-то из экспертов, а не бездушный софт, учитывающий только сухие цифры: оценки пользователя, его предыдущие действия на платформе и т. д.).

Все эти скандалы не случайны, а закономерны: Скорсезе хоть и снимал фильмы для широкого зрителя и не уходил никогда в глухое арт-подполье, всё равно умудрялся быть режиссёром-альтернативщиком, работающим «вопреки». Как именно? Постараемся объяснить этот парадокс.

Скорсезе VS старый Голливуд

К 1970-м годам в американском кино сложилась необычная ситуация. Во-первых, мейджоры, теряя миллионы из-за упавшего зрительского спроса и растущей популярности телевидения, после коммерческого бума «Выпускника» (комедия Майка Николса в 1967 году собрала в мировом прокате 104 миллиона долларов — притом что сам фильм стоил всего лишь три миллиона) стали активнее, чем раньше, работать на молодёжный сегмент аудитории. Скорсезе, вооружившись уличным сленгом и актуальными поп-хитами (от The Doors, которые звучали в его инди-дебюте «Кто стучится в дверь ко мне?», до любимых The Rolling Stones, чьи песни стали лейтмотивом его фильмографии — от «Злых улиц» до «Отступников»), пришёлся ко времени. Во-вторых, на рубеже десятилетий в США сформировалось первое поколение режиссёров, вышедших из стен киновузов. Для Америки (в отличие от Европы) это была уникальная ситуация: раньше в профессию приходили из театра (Джордж Кьюкор), радио (Орсон Уэллс), телевидения (Сидни Люмет), или же это были самоучки из Старого Света (Хичкок, Ланг, Уайлдер, Кертиц и т. д.). И вдруг рынок захватили Коппола, Лукас, Скорсезе (он учился в Нью-Йоркском университете), чуть позднее Линч и Феррара — сплошь «дипломированные специалисты». 

Мартин Скорсезе и Том Круз. Getty Images

Киношкола, как известно, предполагает не только ремесленную выучку (с этим как раз были проблемы: как вспоминал Скорсезе, у Нью-Йоркского университета была весьма скудная техническая база, практические навыки пришлось нарабатывать, делая треш-однодневки для студии Роджера Кормана), но и штудирование теории, высокую насмотренность. Скорсезе был студентом с 1960 по 1965 год — в годы расцвета «новой волны», когда только-только отгремели хрестоматийные шедевры итальянского неореализма. Разумеется, эстетические императивы европейского арт-кино вошли в сознание молодых американцев. У неореалистов ранний Скорсезе позаимствовал натурные съёмки и импровизированную речь героев: великий диалог с отражением в «Таксисте», перепалка с соседом в «Бешеном быке» — всё это спонтанные, не прописанные в сценарии моменты.

Что касается французов, то у них Скорсезе подсмотрел соединение документализма и нестандартных элементов киноязыка: режиссёр использовал и длинные тревеллинги («Славные парни»), и резкие переключения фокуса («После работы»), и ультракороткий монтаж («Бешеный бык»), и зональные линзы («Мыс страха»). Ещё один заимствованный у нововолновцев элемент — это автобиографизм: италоамериканец Скорсезе, выходец из рабочей семьи, рос на злых улицах Квинса и Манхэттена, видел темпераментные разборки сицилийцев в Little Italy — словом, был не понаслышке знаком с улично-бандитской субкультурой Нью-Йорка. Именно он и стал главным местом действия его картин. По итогу все эти новшества — яркие визуальные элементы, живые улицы, актуальная музыка — превратились в крестовый поход детей (включая Скорсезе) против староголливудского «папиного» кино.

Скорсезе VS истории успеха

Съёмки фильма «Отступники». Warner Bros.

«Кто высоко летает, тот низко падает», — вспоминает один из героев «Отступников». В общем-то, это и есть сюжетный инвариант скорсезевских фильмов. Он всегда был очарован историей оглушительного краха, неважно кого — боксёра, преступника, финансиста. Подобные истории кажутся мощной антитезой по отношению ко многим хитам американской поп-культуры, которая до сих пор зарабатывает неплохие деньги на фильмах типа «Тетрис» и «Air: Большой прыжок». На любого «Рокки» Скорсезе выпускает своего «Бешеного быка», тем самым противясь популистским иллюзиям об американской мечте и «стране возможностей». И ведь нельзя сказать, что такой пессимизм — нечто уникальное: в конце концов, весь Новый Голливуд, начавшийся с расстрела Бонни и Клайда и горящего «харлея» беспечного ездока, имел склонность к мраку и декадансу. Но поражает упорство, с которым Скорсезе остаётся верен этим настроениям.

Персонажи Скорсезе всегда большого мнения о себе: посредственный стендапер мнит себя королём комедии, полоумный зэк — карающей дланью Господа, клинический безумец — матёрым сыщиком. Их раздутое самомнение лопается, а старый порядок рассыпается, как карточный домик. По сути, каждая картина Скорсезе — это урок смирения, преподанный очень набожным католиком: в детстве режиссёр всерьёз думал поступать в семинарию, а в зрелости снял три картины на религиозные темы («Последнее искушение Христа», «Кундун» и «Молчание»).

Скорсезе VS эра контента

В эпоху сериального бума, тик-тока и ютуб-шортсов Скорсезе всё ещё снимает фильмы огромной величины (в 2019 году он и вовсе установил личный рекорд: сделанный для Netflix «Ирландец» длится три с половиной часа). Благодаря широкой временной рамке фильм обретает и вкрадчивую манеру повествования, и развёрнутый психологизм, и эпический размах — словом, все те качества, не дающие фильму превратиться в «контент», которым сегодня именуют любую аудиовизуальную продукцию: от голливудских тент-полов до инстаграм-видео с котиками. Из-за этой уравниловки Скорсезе и возненавидел это новомодное слово — и потому демонстративно от него уклоняется.

«Ирландец». Netflix

Но дело, разумеется, не только в длинном хронометраже. У Скорсезе всегда был смещён акцент — с зрелища на внутренний опыт героя. Взять хотя бы его гангстерские ленты: режиссёр не превращает работу мафии в аттракцион. Он снимает её так, будто перед нами — будни самых обычных офисных менеджеров с их бесконечными переговорами и мит-апами. Криминальные «семьи» у Скорсезе выглядят не как эксцесс, а как альтернативная норма.

Эта поза — вероятно, и есть причина, почему Скорсезе до сих пор волнует и удивляет зрителя, в отличие от своих новоголливудских коллег: пенсионера Копполы (который, правда, давно грозится вернуться с прощальным эпиком «Мегалополис»), уставшего шутника Вуди Аллена и затворника Терренса Малика, ушедшего с головой в фестивальное гетто. А Скорсезе вдруг раз — и на старости лет понял, «каким может быть кино». Надеемся, время будет на его стороне.

Читайте также
Адильхан Ержанов: в Каратасе не всегда солнечно
Изучаем творчество самобытного режиссёра из Казахстана.
Киновселенные: с Disney на третий круг
Виктор Непша о киновселенной Звёздных войн в эру Disney.
Добро пожаловать в мир грёз: гид по творчеству Уэса Андерсона
Мария Ракитина рассказывает про главные составляющие творчества режиссёра.
Как стриминговые сервисы захватили мир? Часть 4. Apple TV+
Максим Ершов продолжает исследовать истории стримингов.
Ари Астер: бойся своих любимых
Бегство от призраков и культистов как неплохая замена походу к психотерапевту.
«Вызов»: что нужно знать о первом фильме, снятом в космосе
На счету картины более полумиллиарда рублей за неделю.
Также рекомендуем
КИНОТВГолова кружится от грядущих премьер, а ведь это даже неполный список. Ловите фильмы 2022-го, которые мы ждём. Два...
Виктор Непша в своём еженедельном дайджесте разбирает главную новостную повестку иностранной прессы о кино. Не...
На платформе Netflix в обход мирового кинопроката вышел фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с гигантским хр...
КИНОТВГолова кружится от грядущих премьер, а ведь это даже неполный список. Ловите фильмы 2022-го, которые мы ждём. Два...
Виктор Непша в своём еженедельном дайджесте разбирает главную новостную повестку иностранной прессы о кино. Не...
На платформе Netflix в обход мирового кинопроката вышел фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с гигантским хр...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00