Нуар, мюзикл и драма: лучшие фильмы с Мэрилин Монро

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

28 сентября на Netflix выходит «Блондинка» Эндрю Доминика — трёхчасовой байопик о Мэрилин Монро, главной кинодиве XX века. Ещё при жизни она стала чуть ли не самым тиражируемым образом мировой поп-культуры — наряду с Чарли Чаплином, Микки Маусом и Элвисом Пресли. Поклонники восхищались её стилем, сексуальностью и исполнительским магнетизмом, скептики видели в ней гламурную куклу и суперзвезду светской хроники, чей культовый статус возник лишь благодаря загадочной ранней смерти. В честь премьеры «Блондинки» кинокритик Илья Верхоглядов рассказывает о лучших картинах с участием легендарной актрисы, а также разбирается в мифах, которые сложились вокруг неё.

«Стычка в ночи», реж. Фриц Ланг, 1952

Одну из самых популярных баек о Монро рассказал Трумен Капоте — американский романист и пионер Новой журналистики, друживший с актрисой долгие годы. Якобы в апреле 1955-го они сидели в баре, выпивали шампанское, как вдруг кинозвезда отлучилась в дамскую комнату попудрить нос и пропала на долгое время. Нетерпеливый писатель постучался в уборную, Монро пригласила его войти и на вопрос «Что ты делаешь?» ответила, глядя в зеркало: «Смотрю на Неё».

Кадр из фильма «Стычка в ночи»
Кадр из фильма «Стычка в ночи»

Раздвоенность образа — центральный миф, закрепившийся в массовом сознании после смерти поп-дивы. Есть Мэрилин Монро, звезда пин-апа, глупая блондинка с томным взглядом и сладострастной улыбкой, а есть Норма Джин Бейкер (так назвали актрису при рождении) — девушка с тяжёлым детством и любовью к книгам, жертва студийного гнёта и навязанного амплуа красивой дурочки. Разумеется, любопытнее всего смотреть те фильмы, где она предстаёт без придуманной маски, и один из таких примеров — это камерная драма Фрица Ланга «Стычка в ночи». Монро сыграла нежную девушку из рыбацкого городка, которая выступает в роли антипода главной героини — циничной дамы (Барбара Стенвик), вернувшейся после разочарований бурной столичной жизни. Пусть это и второплановая роль, она лишена нарочитого эротического флёра, в ней чувствуются юношеская беспечность и, главное, искренность.

«Можешь не стучать», реж. Рой Уорд Бэйкер, 1952

Кадр из фильма «Можешь не стучать»
Кадр из фильма «Можешь не стучать»

Всю жизнь Монро грезила о серьёзной драматической роли. Её проект мечты — это постановка «Братьев Карамазовых», где она хотела сыграть Грушеньку. Однако студия 20th Century Fox, с которой она была связана контрактом, чаще всего крутила пальцем у виска и присылала ей сценарии пошловатых комедий, которые эксплуатировали её лишь в качестве секс-символа. В 1955 году актриса решилась на бунт, покинула Голливуд и открыла собственную продюсерскую компанию Marilyn Monroe Productions, чтобы быть независимой в выборе будущих фильмов. Как оказалось, фирма была неспособна самостоятельно финансировать большие проекты, но зато 20th Century Fox пошла на уступки и предложила новый, гораздо более выгодный контракт — с крупными окладами и разнообразными ролями.


Однако ещё до баталий со студией Монро получила очень нетипичное предложение — сыграть в психологическом триллере «Можешь не стучать» 1952 года. Монро предстала в роли робкой няни, которой доверили присматривать за маленькой девочкой в люкс-номере фешенебельного отеля.


Пока ребёнок спит, девушка знакомится с красавцем-лётчиком из номера напротив и рассказывает историю своей несчастной жизни: как выясняется, она потеряла возлюбленного и теперь страдает от острой меланхолии, граничащей с помешательством. Это выдающаяся актёрская работа: в ней нет надрыва, лишь минимальные исполнительские приемы — скупые слёзы и детский обиженный голос, сквозь которые просвечивает великое женское горе. «Можешь не стучать» — пожалуй, главное актёрское достижение во всей творческой биографии Монро.

«Ниагара», реж. Генри Хэтэуэй, 1953

 Кадр из фильма «Ниагара»
Кадр из фильма «Ниагара»

1953 год был чуть ли не самым успешным в карьере Монро. Тогда вышло три кассовых суперхита с её участием, среди них — ромком Жана Негулеско «Как выйти замуж за миллионера» и музыкальная комедия Ховарда Хоукса «Джентльмены предпочитают блондинок»: здесь она сыграла кабаретную певичку, пытающуюся охмурить доверчивых толстосумов, и исполнила в кадре один из главных шлягеров американских 1950-х — Diamonds Are a Girl’s Best Friend. Её успех возрос ещё сильнее, когда в декабре она попала на обложку самого первого номера журнала Playboy.


Но, пожалуй, главная актёрская удача Монро в том году — это фильм-нуар Генри Хэтэуэя «Ниагара» (промофотографией к этой картине позже воспользуется один из идеологов поп-арта Энди Уорхол, создавший на основе их множественных репродукций свой знаменитый «Диптих Мэрилин»).


Актриса сыграла здесь femme fatale, задумавшую избавиться от своего невротичного мужа (его роль взял на себя хичкоковский и уэллсовский артист Джозеф Коттен). По законам жанра в зависимости от обстоятельств Монро предстаёт то хрупкой и невинной простушкой, то циничной и хладнокровной фурией, и благодаря такому исполнительскому диапазону смотреть на неё — одно удовольствие.

«В джазе только девушки», реж. Билли Уайлдер, 1959

Кадр из фильма «В джазе только девушки
Кадр из фильма «В джазе только девушки

По всей видимости, с Монро было крайне сложно работать. По крайней мере, об этом свидетельствует важный документальный источник — интервью голливудского классика Билли Уайлдера, собранные под одной обложкой режиссёром Кэмероном Кроу. Уайлдер сотрудничал с легендарной актрисой дважды. В первый раз — в 1955 году, на съёмках «Зуда седьмого года». Это адаптация одноимённой бродвейской постановки, где Монро сыграла рекламную модель, которая селится по соседству с женатым книгоиздателем и становится для него источником острых искушений (фильм содержит знаменитый эпизод, когда поток воздуха из вентиляционной шахты нью-йоркского метро раздувает юбку белого плиссированного платья главной героини). В 1959-м они поработали ещё раз — на площадке великой комедии «В джазе только девушки», самой знаменитой ленты с участием Монро, за которую она получила свой первый «Золотой глобус». Она сыграла Душечку — вокалистку из странствующего джаз-бэнда, куда попадают два переодетых в женщин героя, — они прячутся от гангстеров, которые преследуют их как опасных свидетелей.


Уайлдер вспоминал, что Монро была «совершеннейшей загадкой без отгадки»: она всегда опаздывала на съёмки (её приглашали на студию к девяти часам, а она приходила к пяти и оправдывалась, что забыла дорогу), не могла запомнить простейшую реплику или произнести её с нужной интонацией (фразу «Где же бурбон?» записывали около 50 раз, после каждого неудачного дубля актриса из-за неуверенности начинала рыдать, и гримёрам приходилось заново накладывать ей макияж).


При этом, по словам режиссёра, она могла с первой попытки блестяще отыграть трёхстраничный диалог. Отчасти в таком непрофессионализме повинны тогдашняя депрессия и рушащийся брак с драматургом Артуром Миллером. Но Уайлдер всё равно не жалел, что работал с Монро: он утверждал, что она чувствовала комедию, умела делать смешно, но главное, что от неё исходило неповторимое сияние, она украшала собой любой фильм.

«Неприкаянные», реж. Джон Хьюстон, 1961

Кадр из фильма «Неприкаянные»
Кадр из фильма «Неприкаянные»

«Неприкаянные» Джона Хьюстона — последний фильм актрисы, в котором она вновь продемонстрировала свой драматический потенциал. Она сыграла красавицу Розлин, остро переживающую развод с мужем. В баре она вместе с подругой знакомится с двумя ковбоями, которые также остались без семьи и человеческого тепла. Чтобы помочь друг другу справиться с одиночеством, они решают поехать за город и провести несколько дней вместе. «Неприкаянные» собрали блестящий актёрский ансамбль: вместе с Монро на экране появляются Кларк Гейбл, Монтгомери Клифт, Илай Уоллак и Тельма Риттер. После релиза картины Монро получила свой второй «Золотой глобус» в номинации «Самая популярная актриса».


Монро, среди прочего, была законодательницей моды, иконой стиля, запомнившейся многими культовыми нарядами (будь то розовое платье из «Джентльмены предпочитают блондинок», которое позже скопирует Мадонна в своём клипе-оммаже Material Girl, или знаменитое «голое» платье, в котором актриса выступала на концерте в честь дня рождения Джона Кеннеди).


В «Неприкаянных» она тоже появилась в ярком сочетании: на ней были джинсы с высокой талией и светлая сорочка. В том же 1961 году Одри Хепберн исполнит знаменитую Moon River в фильме «Завтрак у Тиффани» в тёмно-синих джинсах — после этих двух картин деним плотно войдёт в визуальный обиход и станет частью женского стиля casual.

Читайте также
Фильмы с Микки Рурком: рестлинг, алкоголь и нуар
Вспоминаем картины с одним из самых эпатажных актёров Голливуда.
Совершенно смешно: 7 комедий о шпионах и спецагентах
Юлия Салихова решила вспомнить не самые очевидные фильмы.
Проклятия второго фильма нет: следующие фильмы российских дебютантов
Тимур Алиев вспоминает 5 вторых полных метров.
9 актрис, сыгравших Елизавету II в кино и сериалах
Не самый полный список, но впечатляющий.
Сериалы августа-22: гид Татьяны Алёшичевой
Что мы увидели на ТВ.
Фильмы про закрытые школы: вампиры, научные эксперименты и любовь
Школы для девочек, в стенах которых разворачиваются драматические, загадочные событ...
Также рекомендуем
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!
Рассказываем о том, благодаря кому появился, пожалуй, самый известный кадр с Мэрилин Монро.
Узнай, какой ты Росомаха!
Голливудская ассоциация иностранной прессы раздала премии «Золотой глобус». КИНОТВ публикует полный спис...
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!
Рассказываем о том, благодаря кому появился, пожалуй, самый известный кадр с Мэрилин Монро.
Узнай, какой ты Росомаха!
Голливудская ассоциация иностранной прессы раздала премии «Золотой глобус». КИНОТВ публикует полный спис...

Последние новости

Киану Ривз сыграет в сатирическом кино Рубена Эстлунда
Режиссёра фильмов «Квадрата» и «Треугольника печали».
Аня Тейлор-Джой покоряет пустошь на новых кадрах «Фуриосы»
Свежий взгляд на новый боевик экшн-сериала Джорджа Миллера.
Представлен постер 77-го Каннского кинофестиваля
За основу взят кадр из фильма Акиры Куросавы.
00:00