Берлинале-2023: фильм «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой — юности честное зерцало

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На Берлинском кинофестивале показали ленту Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу» — первый фильм в истории смотра на чеченском языке. Сусанна Альперина рассказывает, какой получилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.

На 73-м Берлинале состоялась премьера фильма «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой. Этот дебют чеченской кинематографистки, выпускницы знаменитой Кабардино-Балкарской мастерской Александра Сокурова, вошёл в программу Encounters («Встречи»), которая в этом году настолько впечатляет, что составляет здоровую конкуренцию основному конкурсу фестиваля. Малика представила картину на хорошем немецком языке и на нём же отвечала на вопросы — с 2016 года девушка живёт в Германии, где в Гамбурге продолжает учёбу. Вместе с ней картину представляли продюсер Илья Стюарт и ещё несколько членов съёмочной группы. Куратор программы перед фильмом сделал акцент на том, что это первая картина на Берлинале на чеченском языке. Этим не мог бы похвастаться, к примеру, Каннский кинофестиваль: Александр Сокуров сетовал в прошлом году, что туда не отобрали картину, но тогда фильм, заявленный от России, хотя и сделанный в копродукции с Францией, в Каннах показать не решились.

На премьере в Берлине был полный зал, среди собравшихся — много русскоговорящих. Фильм, в отличие от других картин на фестивале, шёл без немецких субтитров, только с английскими, но было достаточно, тем более что слов в нём не так уж и много. Рассказ — о двух подругах, которые живут в чеченской деревушке (фильм снимался в селе Аршты, расположенном на границе Чечни и Ингушетии). Яха и Мадина заканчивают школу, наслаждаются молодостью и счастьем, природой и свободой. Но их уже подстерегает реальная жизнь. Обе девушки — необычайной красоты, особенно главная героиня — Яха. Малика Мусаева рассказывала после фильма на сессии вопросов и ответов, что долго искала главную героиню — перед ней прошли тысячи девушек. В кастинге — непрофессиональные актёры. Камера движущаяся. Лица снимает крупно. Едва поспевает за молодыми девчонками, когда они несутся вниз с холма или даже катятся одна за другой, пачкая платья. Или хохочут без причины, щурясь от солнца. Мальчишек они боятся — Яха даже предлагает идти другой дорогой, когда те встречаются на пути. Но Мадина, кажется, уже влюбилась...

Кадр из фильма «Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева

Яха не такая свободная душой и влюбчивая, как подруга. Дома она много помогает матери, возится с младшим братом и тихо прислушивается к жалобам старшей сестры Хеды. Та уже замужем, однако жизнь в неволе её тяготит. Ушла бы от мужа, однако по местным законам тогда у неё отберут сына. Мать учит старшую дочь терпению. Ей и самой пришлось несладко. К тому же мужа убили на Чеченской войне. В картине есть эпизод, когда женщины приходят на кладбище помянуть своих мужчин, в частности, тех, кто погиб на войне. И даже не могут найти нужную могилу — столь масштабны захоронения. Из зала во время обсуждения прозвучал вопрос о цензуре: сказала бы режиссёр больше, если бы творила в другие времена? «Цензуры, когда я снимала фильм, не было, — сказала Малика Мусаева. — Я снимала ту историю, которую хотела, по написанному мной сценарию».

История продолжается в фильме так, что зритель постепенно видит на примере Яхи, как девушки, живущие в мире строгих законов, перестают улыбаться, прячутся внутрь себя, даже пытаются протестовать, но в силах ли переломить традиции, которые складывались веками? Магия названия картины заключается в том, что легко перепутать фразы «Клетка ищет птицу» и «Птица ищет клетку». Есть чеченские девушки, которые — в силу традиций — ищут клетку сами, потому что не знают другой жизни, а терпению и смирению в этой их учат старшие женщины — бабушки, матери, сёстры... Всегда ли те искренни в своих учениях?

Кадр из фильма «Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева

Три фильма вспоминаются, когда смотришь работу Мусаевой. Это турецкий «Мустанг» (режиссёр Дениз Гамзе Эргювен), попавший в 2015 году в номинацию на «Оскар» («Лучший фильм на иностранном языке»). Пять девочек в мире патриархальных традиций. «Тельма и Луиза» — лента Ридли Скотта, получившая в 1992 году «Оскар» за лучший сценарий. Две женщины в мире, где их никто не ждёт. И «Разжимая кулаки» Киры Коваленко — ученицы той же самой мастерской Александра Сокурова — лента в 2021 году выиграла в Каннах в конкурсе «Особый взгляд». История взросления девушки Ады, живущей в Северной Осетии, которая мечтает уехать из дома.

Мусаева идёт по проторённым следам. Но при этом в её кинопочерке, который только формируется, присутствует яркая идентичность. Так, мы видим, как режиссёр совместно с оператором вживаются в каждый кадр и надолго зависают в отдельных эпизодах фильма, будь то закат над деревней или игра Яхи и Ибрагима — парня, который ей нравится. Что-то удаётся лучше, что-то хуже, но есть сцена, которая выделяется из картины уровнем мастерства уже состоявшего режиссёра. В ней Яха приходит к горам и пытается прокричать. Свои страхи, свою неуверенность, свой стыд. Но эхо ей не отвечает. И крика не получается. И она, которая радостно кричала, играя с подругой и с эхом, лишается голоса, замолкает.

Читайте также
«Сын» Флориана Зеллера: каким получился наследник «Отца»
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга....
Берлинале-2023: «Прошлые жизни» — фильм, который довёл зрителей до слёз
Один из самых трогательных и проникновенных фильмов киносмотра
«Винни-Пух: Кровь и мёд»: прощай, Кристофер Робин
Хоррормейкеры и детская классика!
Алло, на связи одиночество: «Снег, сестра и росомаха» Романа Михайлова
Катя Загвоздкина посмотрела романтическую картину.
Сериал «Раневская»: актриса вне рамок и определений
История становления великой артистки в исполнении Мариэтты Цигаль-Полищук.
В прокате «Гнев»: расскажи мне про бомбы, Париж и Бейрут
Как чувственная история любви оборачивается невообразимыми последствиями.
Также рекомендуем
Делимся ожиданиями от конкурсных и внеконкурсных лент основной программы 68-го Берлинале. Ставки сделаны. 1. «...
Первые претенденты на призы, Руни Мара и лучшая роль Себастиана Стэна в карьере.
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Делимся ожиданиями от конкурсных и внеконкурсных лент основной программы 68-го Берлинале. Ставки сделаны. 1. «...
Первые претенденты на призы, Руни Мара и лучшая роль Себастиана Стэна в карьере.
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.

Последние новости

Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
Логан выпускает когти на новых кадрах «Дэдпула и Росомахи»
А Хью Джекман рассказал о своём возвращении к роли супергероя.
«Шугар»: секреты Лос-Анджелеса
Стильный нуар про частного детектива-синефила с Колином Фарреллом.
Кевин Дюран присмотрелся к ремейку «Голого пистолета»
Пол Уолтер Хаузер также примет участие в проекте.
00:00