Драма «Исповедь»: инструкция по прощению

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российских кинотеатрах спустя полтора года после мировой премьеры выходит «Исповедь» — драматическая история о родителях, чьи дети погибли в школьном шутинге. О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца («Хижина в лесу»), рассказывает Тимур Алиев.

В подсобном помещении епископальной церкви встречаются две супружеские пары. Всем четверым непросто смотреть друг другу в глаза. В обеих семьях произошла трагедия — погиб ребёнок. Но есть нюанс: сын Ричарда (Рид Бирни) и Линды (Энн Дауд) был инициатором школьного шутинга, а сын Джея (Джейсон Айзекс) и Гейл (Марта Плимптон) — одной из жертв.


Встреча происходит спустя несколько лет после трагического происшествия. Кажется, что время лечит и обе пары смирились с потерей. Но, возможно, это глубинное заблуждение — этот тезис, помимо прочего, Кранц берётся исследовать в фильме.


Душевные раны у обеих пар не заживают; первое время они стараются сдерживать эмоции и не скатываться в осуждение, но всему есть предел — боль провоцирует агрессию, диалог переходит на крик. «Исповедь» — кино крайне минималистичное. По сути почти два часа четыре героя не покидают одну-единственную локацию. Диалоги, снятые «восьмёркой», чередуются с мимолётными крупными планами деталей пространства.

Кадр из фильма «Исповедь»
Кадр из фильма «Исповедь»

Уместно ли сравнивать смерть убийцы и его жертвы? С одной стороны, каждая жизнь бесценна, но субъективное восприятие Джея и Гейл накладывает на это суждение совсем иную трактовку — их сын пострадал от действий одноклассника-психопата, и точка. Впрочем, в буре эмоций и ругани выясняются важные детали: мальчики вовсе не учились в одном классе и даже не были знакомы, что несколько оттеняет мотивацию стрелка (в конце концов, помимо сына Джея и Гейл пострадали и другие дети).

Фрэн Кранц аккуратно и планомерно добирается до глубин человеческой психики, поражённой травмой. Копая один слой памяти за другим, — вытаскивая таким образом наружу болезненные воспоминания о жизни и взрослении обоих погибших мальчиков — режиссёр будто бы поднимается «над схваткой», позволяя зрителям посмотреть на последствия со стороны. Кранцу удалось не примерять на себя роль морального камертона; в «Исповеди» не будет социальной подоплёки, кинематографист не начнёт выносить вердикт прогнившему обществу или занимать сторону в вечном американском споре о доступе к оружию для граждан США.

Кадр из фильма «Исповедь»
Кадр из фильма «Исповедь»

В первую очередь перед нами история о людях, которые учатся слышать, переживают горе утраты и пытаются следовать Божьим заповедям (читай: не судите, да не судимы будете). Наблюдать их терзания и робкие попытки слушать противоположную сторону крайне болезненно (нервы всех четверых накалены до предела), но по-человечески необходимо — вероятно, «Исповедь» станет для многих терапевтическим снадобьем, столь нужным в наше тяжёлое время. Да, школьные шутинги в России происходят не так часто, как в США, но необходимость тщательного наблюдения за подростками, которые могут решиться на радикальные поступки, — то, что объединяет наши мироощущения.

Ближе к финалу картины происходит долгожданная трансформация; лента Кранца не пытается обмануть зрительские ожидания и подкинуть сюжетные твисты. Не в сценарных изысках сила местной драматургии, а в актёрских работах исполнителей главных ролей. Наиболее яркий момент «Исповеди» — когда рациональное уступает место чувственному. Попытки прояснить детали произошедшего ведут спор двух супружеских пар в тупик; в определённый момент логика уступает место эмпатии, сопереживанию чужой боли. Кажется, обе пары пришли на встречу именно ради этого.


В этой истории не будет правых и виноватых, как и в любой подобной трагедии. И режиссёр, следуя этому принципу, не выносит в финале какой-либо вердикт. Жизни всех важны, и в этом, возможно, спорном тезисе кроется не сочувствие к убийце, а понимание далеко не идеального социума, допустившего трагедию. От родителей, которые не замечали замкнутость сына, и одноклассников, решивших не докладывать взрослым об интересе мальчика к оружию, до учителей и социальных служб, не забивших тревогу в тот момент, когда всё можно было предотвратить.


Если и снимать истории о школьных шутингах в любой стране мира, то такие, как «Исповедь». Это кино без моральных наставлений и осуждений, наглядно демонстрирующее оцепенение и горе простых людей, переживающих боль утраты. Боль, которую далеко не все способны пережить.

Читайте также
«Решение уйти»: сокрушительная нежность и спасительная страсть в детективе Пак Чхан-ука
В прокате новый фильм режиссёра «Служанки» и «Олдбоя».
«Не говори никому»: как семейная поездка обернулась страшной трагедией
Благими намериниями вымощена дорога в ад.
Фильм «Голиаф»: гул лопнувшего терпения
О библейском мотиве и венецианском успехе.
«Экспресс» Руслана Братова: железобетонный результат
Букмекерская контора и мечта в маленьком городе.
Тело в неволе: в прокате «Кэт» Бориса Акопова
Выпускник ВГИКа решил рассказать о тёмной стороне эскорт-услуг.
«С любовью и яростью» Клер Дени: что делать женщине, если…
Максим Ершов рассказывает, почему не впечатлился новой работой Дени.
Также рекомендуем
На Apple TV+, а также в лимитированный прокат выходит фильм «Билли Айлиш: Слегка размытый мир» — первая документалка о п...
Про новую картину Седрика Клипаша.
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племянником
На Apple TV+, а также в лимитированный прокат выходит фильм «Билли Айлиш: Слегка размытый мир» — первая документалка о п...
Про новую картину Седрика Клипаша.
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племянником

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00