Фильм «Главная роль»: сатирическая комедия о мире авторского кинематографа

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

главная роль
Про:взгляд

До больших российских экранов добралась одна из наиболее интересных летних премьер — комедия об изнанке мира кино «Главная роль». Солируют в фильме трое актёров: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и Оскар Мартинес (если это имя вам незнакомо, то советуем присмотреться). Максим Ершов рассказывает, как режиссёры Гастон Дюпра и Мариано Кон изящно и остро иронизируют над авторским кино и не боятся работать с малопонятными персонажами.

Отметив 80-летний юбилей, сколотивший состояние на фармацевтических препаратах миллиардер Умберто Суарес (Хосе Луис Гомес) задумался о вечном. А чем он запомнится потомкам? Богач решил, что пора вложиться в искусство, и попросил ассистента найти режиссёра, который снимет настоящий фильм, на зависть Феллини, Бергману, Тарковскому и прочим умершим классикам. Так на пороге Суареса оказывается экстравагантная и авторитарная Лола Куэвас (Пенелопа Крус с огромной копной рыжих кудрявых волос). Она хочет экранизировать роман о противостоянии двух братьев. На главные роли Куэвас позвала персонажей из разных миров: театрального актёра и преподавателя Ивана Торреса (Оскар Мартинес) и международную звезду сериалов и мыльных опер Феликса Риверо (Антонио Бандерас). У троицы впереди девять напряжённых дней репетиций.

Премьера «Главной роли» состоялась на прошлогоднем Венецианском фестивале. Правда, на острове Лидо картина осталась без призов. Аргентинские режиссёры Гастон Дюпра и Мариано Кон давно и плодотворно работают в дуэте. Их «Почётный гражданин» принёс Оскару Мартинесу Кубок Вольпи Венецианского фестиваля и даже добрался до российского проката. Перед «Главной ролью» авторы сняли по сольному проекту: Кон отметился клаустрофобным триллером о попавшем в ловушку мошеннике «4х4», а Дюпра сделал авантюрную комедию о мире искусства «Шедевр».

Конечно, даже если взглянуть на постер фильма, сразу же обращают на себя внимание лица Пенелопы Крус и Антонио Бандераса. Удивительно, оба много снимались у Педро Альмодовара, но при этом совместные работы главных испанских актёров поколения можно сосчитать по пальцам одной руки. Был короткий эпизод в «Я очень возбуждён», а в картине «Боль и слава» Бандерас царствовал в настоящем, а Крус играла его мать в эпизодах — воспоминаниях героя. Кон и Дюпра исправляют досадную несправедливость, а испанские актёры и аргентинец Мартинес справляются прекрасно. Эта троица — главное украшение фильма.

главная роль
Про:взгляд

Мартинес играет привычного даже по «Почётному гражданину» интеллектуала от мира искусства, которого тошнит от посредственностей, банальностей и халтуры. Бандерас прекрасно вживается в ироничную версию себя: самовлюблённого красавчика, которому бесперебойно поступают предложения на съёмки фильмов и сериалов со всех концов света. Крус — пародия на автора-самодура, метод которой не понимает никто из окружающих, но продюсеры и актёры уважают талант, о котором кричат критики.

Кон и Дюпра давно интересуются искусством. В «Почётном гражданине» лауреат Нобелевской премии по литературе возвращался на родину и сталкивался с ожившими героями своих романов. Представьте, что Гоголь знакомится с Маниловым, Коробочкой и Собакевичем. Интересный, но шокирующий опыт. В «Главной роли» аргентинские режиссёры не ограничиваются сатирой о не всегда ожидаемом столкновении творца и читателей, слушателей, зрителей. И если Риверо — актёр, который ради славы и признания толпы готов подстраиваться под режиссёра, то Торрес считает себя умнее многих авторов и знает, как правильно относиться к профессии.

главная роль
Про:взгляд

Рефлексия по поводу актёрской профессии и её различных аспектов на примере двух антиподов — важная, но не единственная тема картины. Дюпра и Кон доводят до абсурда визионерство автора, граничащее с издевательством над членами съёмочной группы. В процессе работы над фильмом Куэвас забывает, что она хочет сказать своей работой и для чего вообще снимает кино. Как и Гвидо Ансельми в «Восьми с половиной» Феллини или директор провинциального театра из «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана, героиня Крус, взаимодействуя с чудаковатыми Риверо и Торресом, а также продюсером-миллиардером, внезапно застревает в творческом кризисе.

Авторы «Главной роли» не боятся порой жёстко иронизировать над миром фестивального кино, к которому сами относятся.

В одном из эпизодов Куэвас безжалостно уничтожает награды киносмотров в Сан-Себастьяне и Венеции (забавно, что картину Кона и Дюпра как раз показывали на этих фестивалях). Режиссёры ставят под сомнение значимость наград и посмеиваются над «фестивальным пузырём» и надутыми от гордости творцами, которые рады похвастать перед коллегами «Пальмовыми ветвями» и «Золотыми львами». Можно на картину смотреть шире: что сегодня означает самореализация? Слава и деньги или верность профессии и ценностям, которые тебе важны? Кон и Дюпра отвечают обстоятельно и остроумно.

Читайте также
«Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас
Влад Шуравин о том, как фильм может отозваться в наших зрителях.
Фильм «В ритме ча-ча-ча»: плюсы и минусы зрительского хита «Сандэнса»
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного прое...
Фильм «Невидимый мир»: детство, отрочество, буллинг
Ксения Реутова рассказывает о том, как скромное кино смогло достучаться и до детски...
Фильм «Волк» про видовую дисфорию: пойми меня, если сможешь
Джордж Маккэй несправедливо заперт в человеческом теле.
Фильм «Эскортницы» — о душе и теле
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
Также рекомендуем
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
До российского проката добрался фильм открытия Каннского кинофестиваля «Лабиринты прошлого» двукратного...
Тимур Алиев собрал подборку супергероики за пределами популярных кинофраншиз
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
До российского проката добрался фильм открытия Каннского кинофестиваля «Лабиринты прошлого» двукратного...
Тимур Алиев собрал подборку супергероики за пределами популярных кинофраншиз

Последние новости

Хаяо Миядзаки попал в список 100 влиятельнейших людей года по версии TIME
Вслед за почётной «Пальмовой ветвью» для студии Ghibli.
Шоураннер «Людей Икс '97» объяснил концовку пятой серии
Сценарист хотел добиться максимального шока.
00:00