Фильм «Страна Саша»: береги будущее смолоду

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Страна Саша»
Кадр из фильма «Страна Саша»

Представленная на Берлинском кинофестивале подростковая драма «Страна Саша» выходит в прокат. О том, как дебютный полнометражный фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров, рассказывает кинокритик Тимур Алиев.

17-летний Саша (Марк Эйдельштейн) проводит много времени в своей комнате. За окном лето: школа позади, только что прошёл выпускной. В комнате разброд и шатание — от раскиданных вещей и запутанных наушников до рассыхающихся коробок и пыльного винилового проигрывателя. Здесь всё говорит о состоянии неопределённости в душе молодого человека. Он едва делает первые шаги во взрослой жизни, однако мама (Евгения Громова) по-прежнему относится к нему как к ребёнку (впрочем, быть может, это перманентное ощущение всех мам на планете — точно этот феномен до сих пор пока не изучен).

Кадр из фильма «Страна Саша»

Мальчик растёт в неполной семье. Отца он никогда не видел, тот ушёл, когда Саша был ещё маленьким. Комплексы молодого человека произрастают в том числе из этого — именно отца он винит в том, что отношения с девушками у него толком не складываются. Саша стесняется к ним подходить, знакомиться, да и в принципе общаться. Его другом (возможно, единственным) является парень из другой возрастной группы; Макс (Дмитрий Ендальцев) — бунтарь-холостяк из поколения 30-летних, которому от жизни по-прежнему нужно немного. Вероятно, подобное обоюдное мироощущение и свело этих двоих: Саша и Макс пропадают во дворе, играют в приставку, вместе рисуют граффити. Для Саши парень — замена отца, хотя проговорить это словами молодой человек не способен, мысль пока не добралась до сознания.


«Страна Саша» — полнометражный дебют Юлии Трофимовой, которая после нескольких короткометражных экспериментов, созданных во время учёбы в Нью-Йоркской академии киноискусства и в Московской школе кино, начала делать первые шаги в индустрии.


Её сериал «Инсталайф» был посвящён жизни женщин в большом городе, а полный метр, напротив, — миру подростков в провинции. Гештальты, которые тяготят в юности, порой остаются с нами на долгие взрослые годы. Трофимова в фильме решила наглядно показать, как можно быстро и (без)болезненно их закрыть.

Кадр из фильма «Страна Саша»
Кадр из фильма «Страна Саша»

В реальности мы часто не знаем, тем ли делом занимаемся, задавая себе этот вопрос в 30 или 50. Герой Эйдельштейна (актёр стал известен благодаря криминально-подростковому сериалу «Смычок») спрашивает своё отражение в ментальном зеркале в 17 лет. «Береги будущее смолоду», — такое ненавязчивое наставление оставляет зрителям режиссёр. Так, одним из центральных двигателей сюжета становятся поиск Отца, и, как нетрудно догадаться, встреча с ним, после которой никаких вопросов у парня не остаётся. «Ничего не спрашивай, и я не буду», — бросает Саша матери, вернувшись домой под аккомпанемент скандала.

С одной стороны, отсутствие диалога с родным (читай: единственным) человеком оставляет за собой шлейф из самых разных проблем — от банальной непонятости до перманентного чувства полнейшей оставленности, одиночества. С другой стороны, — и Трофимова это чётко разделяет — Саше просто хочется воздуха. В мире Александра Ханта персонажи проговаривали это прямолинейно: «Оставьте нас в покое», — но молодой человек в «Стране Саше» чуть более изобретателен. Плюс у него есть пространство в кадре — для тишины, для крика, для маневра.


Романтические отношения героя со случайной спутницей Женей (обаятельная Мария Мацель прибыла в безымянный приморской город из криминально-жаркого «ЮЗЗЗа») — отдельная песня для вариаций и трактовок.


Мир другого человека полностью переворачивает мысли Саши, в логический процесс принятия решений вторгаются молодость и гормоны. Две противоположности находят родственные струны друг друга, начиная общение со лжи, — молодым людям кажется, что круче казаться, чем быть настоящими. Удивительно точный паттерн коммуникации современного поколения, перекочевавший из реальности в художественный мир Юлии Трофимовой.

Кадр из фильма «Страна Саша»

Первая влюбленность — она навсегда? Как быть, если твой отец оказался тем ещё козлом? А если твой друг начинает встречаться с твоей мамой, это нормально? Эти, казалось бы, несерьёзные вопросы прямо или косвенно всплывают в жизни Саши. На некоторые из них приходится отвечать сразу, на другие — чуть подождав. Это взрослая жизнь, в которую главный герой врывается без предупреждения. Опасная и увлекательная одновременно. «Страна Саша» — тот редкий фильм, который наверняка приятно заденет и подростков, и детей. В конце концов, все мы были детками, но далеко не все по-настоящему повзрослели, как Саша.

Читайте также
Картина «Венецияфрения»: лицо поверх маски и смерть в Венеции
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
«Джейн глазами Шарлотты»: «это просто предлог, чтоб смотреть на тебя»
Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин.
Фильм «Главная роль»: сатирическая комедия о мире авторского кинематографа
Антонио Бандерас, Пенелопа Крус и Оскар Мартинес в комедии об изнанке мира кино.
«Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас
Влад Шуравин о том, как фильм может отозваться в наших зрителях.
Фильм «В ритме ча-ча-ча»: плюсы и минусы зрительского хита «Сандэнса»
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного прое...
Также рекомендуем
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
Мария Ремига рассказывает про три фильма, в которых герои проявили важную человеческую возможность — бескорыстную взаимо...
О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца.
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
Мария Ремига рассказывает про три фильма, в которых герои проявили важную человеческую возможность — бескорыстную взаимо...
О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца.

Последние новости

Кэтрин Ньютон считает, что в Marvel очень легко работать
Также актриса сравнила опыт создания большого блокбастера с камерным ужастиком.
Джессика Честейн на новых кадрах драмы «Память»
В которой пару актрисе составил Питер Сарсгаард.
«Нелюбимка»: сборная документалка о Niletto
Объясняем, почему «Нелюбимка» заслуживает внимания зрителей.
Джеймс Ганн подтвердил окончательное закрытие прошлой версии «Зелёного фонаря»
Перезапущенная киновселенная DC не нашла места для Финна Уиттрока.
Том Холланд рассказал о статусе «Человека-паука 4»
Творческий процесс разработки уже начался.
Okko показал тизер психологического триллера «Трасса»
Также прошла премьера первого эпизода в рамках ММКФ.
Обзор бокс-офиса: уикенд с 19 апреля по 21 апреля
«Годзилла и Конг: Новая империя» не оставляет шансов конкурентам уже несколько неде...
00:00