Комедия «Родные»: Сергей Бурунов по дороге на Грушинский фестиваль

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российский прокат выходит картина «Родные» — новый комедийный проект режиссёра Ильи Аксёнова. За сценарий фильма отвечают Жора Крыжовников и Алексей Казаков, подарившие зрителям «Горько!» и «Самый лучший день». Тимур Алиев рассказывает о том, как юмор русских комедий 2010-х безболезненно перебрался в 2020-е и что из этого получилось.


Ранним утром отец большого семейства (Сергей Бурунов, сменивший образ пропагандиста у Михаила Сегала в «Глубже» на домашние тренировочные штаны), кося под современного блогера, рассказывает о том, что нужно ценить жизнь. У героя есть мечта — приехать на Грушинский фестиваль, чтобы выступить на главной сцене в виде плавучей гитары, исполнив песню собственного сочинения. Во время короткого диалога с домашними глава семейства рассказывает, что у него опухоль в голове. Потому и осенило: нужно ценить абсолютно всё, от голубого неба до травы под ногами, но более всего, конечно, время, которого для осуществления мечты осталось так мало. В итоге все отправляются в путь-дорогу из Архангельской области под Самару.

Сценарии Крыжовникова и раньше не могли похвастаться детальной проработкой. Здесь же команда авторов, видимо, сразу решила броситься «с места в карьер»: разбираться, кто на экране, зрителю предстоит по ходу пьесы. В конце концов, движение — жизнь, а слоган «Родных» как раз гласит: «Будем праздновать жизнь!» Итак, перед нами в тесном микроавтобусе: жена героя Бурунова (Ирина Пегова, не меняющая амплуа матери с «Дорогого папы» Михаила Расходникова), его младший сын Саня (вездесущий Семён Трескунов, отрастивший небольшую бородку) со своей супругой Соней (дебют в большом кино Катерины Беккер), старший сын Боб (Никита Павленко, игравший афганца Витю в сериале Аксёнова) и дочь Настя (дебют в кино певицы Монеточки).


В центре внимания Аксёнова, конечно, Бурунов. К сожалению, чего-то сверхнового актёр не выдаёт: это всё тот же чудаковатый Владимир Яковлев из «Полицейского с Рублёвки», смесь эксцентричного юмора с широкой русской душой в одном флаконе. Собственно, отец семейства и его смертельный диагноз — основная движущая «сила» сюжета. Если бы в его мозгу не рождались сумасбродные идеи (поездка на фестиваль авторской песни — это ещё ягодки, цветочки впереди), «Родные» могли бы и не сдвинуться с места — весь фильм персонажи просто выясняли бы отношения на дачном участке.

Но Крыжовникову и Казакову хочется поговорить про Русь-матушку, показать её во всей красе — от саратовских подъездов до широких речных просторов, от безответственного отношения к безопасности местного хлебокомбината до разваливающихся гаражей в провинции. В этом контексте особенно ярко заходят шутки про «зарубежных покровителей», искажённое восприятие западных ценностей («Ещё скажи, что этот свой Хелавин отмечаешь!» — бросит в гневе Бурунов дочери) и в целом противопоставление «нас» и «их». На стороне условного Запада — Саня и его жена. Он талантливый программист, собирается переехать в Канаду. Там хорошее предложение по работе, главенство закона над понятиями и потенциальный вид на жительство. А что здесь?

«Вечный» вопрос без ответа, который будет маячить на втором плане весь фильм. Характерно, что «лагеря» члены семьи в ходе поездки будут попеременно менять. Всплывёт тема «настоящей любви» (Бурунов, ведомый родительской гиперопекой в формате «хотел как лучше», решает отправить Соню восвояси, поскольку он точно знает, кто подходит его сыну, а кто нет). Появится и вопрос наследования, когда на горизонте возникнут родственные связи: по пути на фестиваль герой Бурунова навестит родного отца, которого скрывал от жены и детей. Комедию сменит драма, а вопрос «Что здесь вообще есть?» изменится на «Бежишь из семьи?»; к концу первого часа и поводов для смеха практически не останется. История имеет свойство повторяться: Саня бежит от своего отца, как тот когда-то бежал от своего. Но семье ещё предстоит трансформироваться в «глянцево» счастливую, а её членам — найти способ адекватной коммуникации друг с другом. 

Удивительно, что по прошествии многих лет Крыжовников по-прежнему пытается зайти в одну реку дважды, игнорируя смысл знаменитой поговорки. Ведь всё семейство «Родных» — просто-напросто видоизменённые члены семьи «Горько!». Красавица Пегова — уменьшенная копия взбалмошной Татьяны (Елена Валюшкина). Сам Бурунов в некотором роде косплеит Бориса (Ян Цапник). Даже Боб в исполнении Павленко — вылитая гопота сродни отсидевшему Лёше (Александр Паль).

Отчасти атмосферу сбивают вкрапления Балабанова: Боб носит футболку с изображением героя 2000-х Данилы Багрова и цитирует ставшие крылатыми поговорки бандита Круглого. Естественно, разговор о русской ментальности попросту невозможен без Алексея Октябриновича. «Поживёшь подольше — увидишь побольше» идеально вписывается в ценности бытия, пропагандируемые Крыжовниковым. Восемь лет с премьеры «Горько!», а «почти ничего не изменилось» — ту же фразу Бурунов скажет и родному саратовскому подъезду, в котором прошли годы его юности. «Даже запах такой же, а ну идите понюхайте!» — словно обращается он не к своим родным, а к зрителю по эту сторону экрана. Спасибо, но мы, пожалуй, воздержимся — аромат хрущёвских пятиэтажек давно и прочно настоялся в крови русского народа за последние -цать лет. 


Читайте также
Фильм «Наш отец» Клаудио Ноче: шум, ярость и «годы свинца» 
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким противостоянием между крайне правыми...
«Северный ветер» Литвиновой: «сказка о потерянном времени» и матриархате
В прокате долгожданный фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Причудливая и невероятно красивая сказка о загадочном Клане Северных п...
«Малкольм и Мари»: девушка в завязке и режиссёр-нарцисс выясняют отношения
На Netflix вышла чёрно-белая картина «Малкольм и Мари», в главных ролях — Джон Дэвид Вашингтон и Зендея, на этих именах актёрский состав ленты и за...
«Раскопки» с Маллиган и Файнсом: фильм для любителей английской литературы
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентиментальная экранизация книги, основанной на&n...
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщик из Техаса выпустил картину «Дья...
«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельную битву», «Обитель зла» и в довесок фи...
Также рекомендуем
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а...
Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спасительница» обеспечил британке место...
Полнометражный дебют режиссёра Филиппа Юрьева «Китобой» получил главный приз в Венецианской программе Venice Days,...
Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда...
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а...
Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спасительница» обеспечил британке место...
Полнометражный дебют режиссёра Филиппа Юрьева «Китобой» получил главный приз в Венецианской программе Venice Days,...
Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда...

Последние новости

Осенью наступят «Сумерки богов» от Зака Снайдера
Режиссёр поделился первым кадром анимационного сериала.
Завершились съёмки сериала «Супермен и Лоис»
Финальный сезон станет последним проектом DC от CW.
«Сёгун»: гайдзин, переводчица, её господин и его вассал
История первого англичанина в Японии, который ничего не изменил.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» получила взрослый рейтинг
Долгое время ходили слухи, что боевик может попытаться сыграть на подростковую ауди...
00:00