«Кто убил BlackBerry»: от взлёта до краха

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Кто убил BlackBerry»

11 мая в российский прокат выходит участвовавшее в основном конкурсе Берлинале драмеди «Кто убил BlackBerry» канадского автора инди-кино Мэтта Джонсона. Максим Ершов рассказывает, почему это одновременно захватывающий байопик о жертве конкуренции с Apple, снятый в псевдодокументальной манере, и трагическая история об отношениях бизнеса и прорывной науки.

Два приятеля Майк (Джей Барушель) и Даг (режиссёр фильма Мэтт Джонсон) основали вместе в канадском городке Ватерлоо компанию Research In Motion. Парни увлекаются технологиями со студенческих лет. В их маленькой фирме работают такие же, как они, гики-очкарики, которые вечером прямо в офисе могут вместе посмотреть «Индиану Джонса» или «Звёздные войны». Майк придумывает первый в мире смартфон, но продать революционную разработку никак не получается, да и компания едва держится на плаву — гиганты электронного бизнеса вечно обманывают и не принимают Research In Motion всерьёз. Всё меняется, когда в фирму приходит управленец Джим Балсилли (Гленн Хауэртон), прекрасно чувствующий себя в переговорах и умеющий всех построить. Так на свет появляется смартфон BlackBerry. И более 10 лет компания росла и развивалась, пока Стив Джобс не представил миру первый iPhone.

«Кто убил BlackBerry», реж. Мэтт Джонсон, 2023

Премьера «Кто убил BlackBerry» прошла в основном конкурсе Берлинского фестиваля этого года. Картина осталась без призов, но участие в Берлинале — уже успех для самобытного и не самого известного автора независимого кино Мэтта Джонсона. «Кто убил BlackBerry» — первый многомиллионный проект постановщика. Ранее канадский режиссёр успел прославиться в узких кругах веб-сериалом «Шоу группы “Нирвана”», мокьюментари-драмой «Гадёныши» и конспирологическим триллером «Операция “Лавина”».

Жанр байопика в последние годы претерпевает значительные изменения. Сценаристы и режиссёры ищут возможности раздвинуть понятные границы скучных и однообразных биографических фильмов. То намеренно берут истории про злодеев («Красивый, плохой, злой» и «Так сказал Чарли»), то придумывают трюки со множеством актёров в роли одного персонажа («Меня там нет»), то вспоминают сомнительных героев или же непонятых гениев («Эд Вуд» и «Любовь и милосердие»), то играют со структурой повествования («Стив Джобс»). Канадский автор Мэтт Джонсон не изменяет себе и переносит черты узнаваемого режиссёрского почерка в жанр, который отчаянно пытается удивлять зрителей, но получается далеко не всегда. Во-первых, постановщик сохраняет псевдодокументальную манеру съёмки, используя зум и крупные планы, что добавляет фильму аутентичности и сатирического окраса. Также на создание комедийной интонации работают дурацкие парики, которые носят центральные персонажи. Гленну Хауэртону, наиболее известному по вечному ситкому «В Филадельфии всегда солнечно», приходится «стать» лысым и злым, но в первые минуты даже вроде бы отрицательные персонажи выглядят забавно и по-своему трогательно.

«Кто убил BlackBerry», реж. Мэтт Джонсон, 2023

Джонсон прекрасно понимает штампы байопика и жонглирует ими в промышленных масштабах, что уже создаёт комический эффект. В компании, производившей BlackBerry, собрались друзья-гики, суровые управленцы, эксцентричные компьютерные гении, алчные бизнесмены, готовые ради денег на всё, — классические архетипы сюжетов о взлёте или падении компании.


История главного канадского стартапа любопытна сочетанием и успеха, и краха. Да и центральные персонажи не статичны. Тот же Майк Лазаридис в начале фильма не уверен в себе, талантлив и хочет сделать мир лучше, но в то же время дружит с Дагом, который приходит в офис потусить и хорошо провести время. Чем успешнее становится компания, тем сильнее два приятеля отдаляются. Мир больших денег не знает настоящей дружбы. Даг остаётся увальнем в футболках «Мортал Комбата» и «Парка Юрского периода», для которого жизнь не ограничивается работой. Майк же теряет индивидуальность и трансформируется в одержимого успехом и мировым господством чокнутого предпринимателя. Если верить «Социальной сети», удел подобных фриков — одиночество.


«Кто убил BlackBerry» неожиданно является фильмом о страстях. Балсилли, большой поклонник хоккея, как и положено канадцу, мечтает стать владельцем клуба NHL. Лазаридис стремится оставаться на вершине рынка мобильной связи и смартфонов. Победителем в погоне за деньгами выходит не изменяющий себе Даг. Он продаёт акции компании на пике их стоимости и остаётся до конца жизни миллионером. Неслучайно Дага играет сам режиссёр Джонсон. Пожалуй, приятель Майка оказывается самым симпатичным персонажем фильма, а картина в том числе является гимном инаковости, гиковости и даже лузерства. Порой не стоит выпрыгивать из штанов и пытаться забраться на вершину, с которой будет гарантированно больно падать. Джонсон критикует капитализм и в лобовую, показывая, куда приходит фирма Research In Motion, и по касательной — Даг вроде бы стабильно на втором плане, но зато он спит спокойно и не теряет связи с реальностью.

«Кто убил BlackBerry», реж. Мэтт Джонсон, 2023

Автору удаётся сохранить стилистическую целостность байопика — крупные планы, резкая смена фокуса с одного персонажа на другого и подвижная камера не пропадают и к финалу. Но из абсурдистской комедии фильм постепенно трансформируется в финансовый триллер или драму о тяжёлом принятии поражения. Во время роста компании в офисе царит расслабленная и дружеская атмосфера, в последние годы инженеры постепенно оказываются в серой унылой клетке, напоминающей казарму. А вместе с весельем уходят и результаты, из пузыря постепенно выходит весь воздух свободы.

Джонсон — человек искусства — тоскливо фиксирует очередной пример бессилия творцов перед бизнесом. Да, в случае «Кто убил BlackBerry» речь идёт о компьютерных гениях и учёных, но по своей сути они ничем не отличаются от художников или режиссёров, которых зажимает безжалостная система. Но если у постановщиков в Голливуде врагами являются продюсеры-акулы, стартап подтачивают инвесторы и финансовые директора.

Читайте также
«Связанные насмерть»: холодный хоррор о сестринской любви
Ремейк культового фильма Дэвида Кроненберга.
«Питер Пэн и Венди»: лекарство от взросления
Новая интерпретация от Dinsey+.
«Мизантроп»: мрачный триллер о безумном маньяке
История поимки одного убийцы из Балтимора.
«Семь королей должны умереть»: финал экранизации культового цикла книг
Окончание сериала «Последнее королевство».
Также рекомендуем
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...
Карина Назарова рассказывает о байопике о писательнице Эмили Бронте.
В прокат выходит «Фассбиндер» — новая лента режиссёра Оскара Рёлера («Источники жизни», «Элементарные ча...
4 декабря на Netflix вышел один из самых долгожданных фильмов года — чёрно-белый и биог...
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...
Карина Назарова рассказывает о байопике о писательнице Эмили Бронте.
В прокат выходит «Фассбиндер» — новая лента режиссёра Оскара Рёлера («Источники жизни», «Элементарные ча...
4 декабря на Netflix вышел один из самых долгожданных фильмов года — чёрно-белый и биог...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00