«Невада»: как себя вести, когда жизнь ставит перед сложным выбором

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

ММКФ

На 46-м Московском международном кинофестивале показали фильм «Невада». Александра Привалова, ученица мастерской Сусанны Альпериной в рамках «Школы критики», посмотрела картину в конкурсе «Русские премьеры» и делится, какой получилась совместная режиссёрская работа аргентинца Матиаса Мусы и нашей соотечественницы Анны Тюриной.

История, рассказанная в фильме, могла бы происходить где угодно. Это отстранённый взгляд: аргентинца — на российскую глубинку, жителя мегаполиса — на провинцию. В этом и есть преимущество совместного производства. Анна Тюрина, сценарист и режиссёр фильма, выросла в деревне. Поэтому в фильме с документальной точностью воссоздан быт провинции, от железных банок в качестве флюгера до поломки водоснабжения, от костюмов до декораций. А взгляд сорежиссёра Матиаса Мусы делает историю универсальной — чтобы любой мог считать не только библейский нарратив, но и историю человеческих взаимоотношений.

Фильм сосредоточен на жизни женщины Шуры (Татьяна Дмитриевская), муж которой сошёл с ума. Она надеется, что это на самом деле не так, что он болен, но поправится. Не может же она так и остаться жить со свекровью (Ольга Лапшина), с сыном Лёшкой без отца и позором на весь маленький город.

ММКФ


Этот город — словно из «Грозы» Островского. Такой же маленький и провинциальный, где все друг друга знают. Свекровь жестока, как Кабаниха, лучше знает, как воспитывать внука, и контролирует каждый шаг невестки.


Шура пытается решить, как жить дальше: она хороша собой, и у неё всё ещё может сложиться в жизни счастливо. Или же она должна быть хорошей женой и не оставлять мужа в болезни. Когда она принимает решение пожить для себя, муж сбегает из психиатрической больницы. Никто не знает, где он, хотя сама Шура, кажется, догадывается. Она замечает, что он возвращался в дом, находит его окурки, вещи. Внутренняя борьба и страх героини продолжают преследовать её и во снах. Так, в одном из них она пытается убежать от мужчины, который её догоняет. Помимо сына и штампа в паспорте, муж оставил ей страшный шрам от ножевого ранения — они связаны тесно и навсегда.

Как и Катериной в пьесе Александра Островского, героиней движет любовь, однако не к своему мужчине, но к их сыну. Она опасается, что вернувшийся отец может ему навредить. И длинная канатная дорога переносит мать с ребёнком из провинциального городка в большой мир. Героиня меняет синий фартук деревенской продавщицы на красный — кассира в супермаркете. Как Богородица изображается в синей тунике под багряным мафорием (наплечным платком) в память о перенесённых ею страданиях: в фильме сильна религиозная тема, и каждый раз эта линия оказывается уместной, более того, возвышает картину до другого уровня. Героиня пытается начать новую жизнь ради сына, но снова вспоминает о себе — хочется женского счастья. Простое человеческое желание заканчивается тем, что её грубо и цинично используют. Смирившись, Шура покорно позволяет свекрови увезти себя в деревню.

ММКФ


Вернувшись, она видит сон, в котором ходит по руинам храма. «Луч света» озаряет «тёмное царство» её души. Выйдя из берёзового «Эдемского сада», она войдёт в свою новую жизнь. Будет ли она лучше? Мы не знаем, но точно будет свободнее.


Героиня фильма «Невада» так и не смогла решить, как ей жить дальше. В картине этот вопрос решает за Шуру сама судьба. Но почему же ей самой не приходится делать сложный выбор? Каждый, казалось бы, незначительный поступок Шуры, каждое её решение шаг за шагом подводили к тому, что молодая женщина не могла и не сможет жить только для себя. Есть люди, которые, как и она, находятся в беде, и они к тому же от неё зависят. Чувство ответственности перевешивает личные желания. И важно, что Шура не старается быть правильной и хорошей для видимости: для города, свекрови, соседей. Она настоящая без оглядки на кого бы то ни было. В итоге, заботясь о сыне и матери бывшего мужа, прощая ей её поступки, Шура таким образом сохраняет себя настоящую.

Читайте также
«Меч короля»: Мадс Миккельсен выращивает картошку
Ледяной ревендж-вестерн на скандинавской пустоши.
Жестокое прекрасное далёко: какой получилась научная фантастика «Сто лет тому вперёд»
Бодрая супергероика от сценариста «Слова пацана» по мотивам повести Кира Булычёва.
«Манкимэн»: мститель из трущоб
Мощный режиссёрский дебют Дева Пателя.
«Режим»: звериное обаяние сильной руки
Толстая политическая сатира на диктатуру.
«Рипли»: лжец по призванию, убийца по обстоятельствам
Мрачная экранизация романа Патриции Хайсмит с Эндрю Скоттом.
Также рекомендуем
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
Разговор о знакомстве российского писателя и сербского режиссёра, Николае Гоголе и киноадаптациях.
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
Разговор о знакомстве российского писателя и сербского режиссёра, Николае Гоголе и киноадаптациях.

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00