Они снова о нас: «Курск» Томаса Винтерберга

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Едва российская публика познакомилась с англо-американским «Чернобылем», на наши экраны выходит формально бельгийский, а по существу панъевропейский «Курск», премьера которого состоялась на фестивале в Торонто ещё в сентябре. Картины роднит не только тема — оба посвящены нашим самым страшным катастрофам в новейшей истории — но и глубокое погружение в атмосферу тогдашней действительности. Хотя «Курск» не стали снимать в матросском поселении под Мурманском, где жили семьи погибших подводников, облупленные блочные многоэтажки, эти архитектурные свидетели и очевидцы катастрофы распада Восточного блока, были найдены в Румынии и вполне соответствуют действительности. Как и многомесячные задержки зарплат — многие про это уже и забыли, но в 2000 году, когда затонул «Курск», они составляли нерв жизни российской провинции.

Всё же самым крепким и прямым мостиком, обеспечивающим попадание зрителя из зала прямиком в российское прошлое, оказались не эти точно схваченные бытовые и ситуационные моменты, а трансцендентная работа актрисы Леа Сейду в роли жены капитана подлодки. Сейду — носительница типично галльской красоты, которую она равно грациозно одалживала как в исконно местную, аутентичную, как вонючий сыр, кинопродукцию вроде осовремененной версии средневекового романа «Прекрасная смоковница» режиссёра Кристофа Оноре, так и, например, Вуди Аллену или в фильмы про Бонда, эксплуатировавшие условный французский колорит. Здесь же она исключительно метко передала главную черту, отличающую русских женщин от всех остальных, — быть всё время не в фокусе. Возможно, эту расплывчатость черт, несобранность костного рисунка придаёт русским женщинам из глубинки обмякшая кожа — как следствие богатой консервантами и холестерином пищи. Возможно, эта недоухоженность причёски — от отсутствия средств и привычки к хорошим салонам. Нет, это не неопрятность — именно что расфокус, расплывчатость. Наши мамы и жёны — все в мыслях о нас. Их не приучили жить для себя. Мысленно они постоянно с нами, но именно это делает их не совсем присутствующими здесь и сейчас, не позволяет их чертам собраться в какую-то устоявшуюся, однозначную маску. Во всяком случае, такой показала эту женщину Сейду. Мы узнаём её сразу и испытываем к ней базовое доверие — как к нашим мамам. Поскольку именно эта женщина не дождётся в фильме своего мужа и отца своих детей, она становится таким проводником, который позволяет зрителю ощутить весь эмоциональный спектр трагедии, во всех её фазах, со всеми надеждами, ожиданиями и отчаянием.

Кадр из х/ф «Курск», реж. Т. Винтерберг, 2018 г.

Ставил картину датчанин Томас Винтерберг, ответственный, наряду с фон Триером, за появление в конце 90-х датской «Догмы» с её установкой на ручную камеру, невычищенный звук, отсутствие монтажа. К старым заветам Винтерберг прибегает в прологе, показывая быт моряков до отправления в роковой рейс. Хотя титры идут на широком экране, после них рамка кадра съезжается к почти квадратной, как у любительской съёмки, и камера, чаще всего брошенная на пол, иногда хаотично передвигающаяся, как человек, нервно меряющий квартиру шагами за неприятным разговором по мобильному, фиксирует броуновское движение членов семьи капитана по типичной постсоветской квартирке с её дверной побелкой, полированными полками и просиженной мебелью.

Экран раздвинется, только когда «Курск» выйдет в рейс (и сдвинется обратно, когда никого не останется в живых и действие вернётся на землю). Катастрофа явлена здесь с той же установкой на уорхоловскую фиксацию фактуры, которая характеризовала другую импортную ленту о катастрофе советской подлодки — «К-19»: создавая её, Кэтрин Бигелоу обклеила стены кабинета фотографиями советских подводников и подлодок и жила так, пока они не встали у неё перед глазами, а только тогда стала подбирать актёров. «Курск» менее овеществлён, но более клаустрофобичен. Затопленный плещущейся о сталь ледяной водой экран пробирает до костей, как те заброшенные водоёмы, которые пересекают герои Тарковского в «Сталкере» и «Ностальгии».

Кадр из х/ф «Курск», реж. Т. Винтерберг, 2018 г.

В идеологическом плане «Курск» отчаянно жмёт кнопку ненависти к сверхподозрительности, неоткрытости российских руководящих органов. Именно по их в вине в фильме погибли моряки: английский флот (в лице королевского морского офицера Дэвида Рассела в исполнении Колина Фёрта), совершавший учения неподалёку, с самого начала предлагал мощности, чтобы поднять экипаж, но российское командование, опасаясь, что водолазы вместе с моряками поднимут и технические тайны подлодки, три дня твердило отказы — пока не стало поздно. Главного советского адмирала сыграл Макс фон Сюдов, швед, прославившийся в фильмах Бергмана ещё в 1950-х: скандинавская сушёная стать и более чем почтенный возраст (сенсация — видеть его вообще живым, а не то чтобы играющим) позволили ему без видимых усилий создать законченный образ Кащея Бессмертного. Когда в финале, на похоронах команды, он нагибает дряхлую спину, чтобы пожать руки детям погибших, мальчишки не подают ему руки в ответ. Вот здесь, пожалуй, как и в образе русской женщины, созданном Сейду, заключена ещё одна изрядная доза правды о нас. Адмирал не пустил к их отцам англичан, сделав их сиротами. В реальности нынешние российские молодые люди, которые только приходят в жизнь, совершенно подавлены, что собственное правительство отрубает их от остального мира, консервирует их потенциал, ставит подножку на старте, вместо этого предлагая провести расцвет юности в армейских бараках. Хотя в рамках данного конкретного фильма эта тема отгораживания от Запада и, как следствие, зажжённой в сердцах подростков ненависти к российскому руководству звучит навязчиво, мелодраматично, а в свете того, что фильм является европейской и англоязычной продукцией, — ещё и по-верноподданнически глупо, в контексте нашего нынешнего реального положения дел она уже становится метафорой, возможно, самой трагичной нашей катастрофы уже сегодняшней — когда государство, вынужденно или нет, в глазах старшеклассников и студентов принимает облик Сатурна, пожиравшего собственных сыновей.

Читайте также
«Берлин, я люблю тебя»: продолжение культового альманаха
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя», уже пятый по счету киноальманах из серии «Города любви». Алексей Васильев...
Лучший новый фильм в кинопрокате — «Охотник на оленей» 1978 года
Компания «ИНОЕКИНО» выпустила в прокат отреставрированную версию шедевра Майкла Чимино «Охотник на оленей». Гордей Петрик рассказывает, почему этот...
Одна простая история: «После моего ухода» Нимрода Эльдара
Ксения Ильина рассказывает о семейной драме молодого израильского режиссёра Нимрода Эльдара о ветеринаре и его дочери-суициднице, решающихся на...
Нежный возраст, грубый взгляд: «Бумажные флаги» 19-летнего Натана Амброзиони
Одна из самых ожидаемых премьер фестиваля «Зеркало» — «Бумажные флаги» французского тинейджера Натана Амброзиони. Лента — участник киносмотров...
«Красный»: стрёмное обаяние буржуазии
В основном конкурсе фестиваля «Зеркало», прямо сейчас проходящем в Иваново, показали «Красный» Беньямина Найштата. Андрей Карташов рассказывает о фильме подро...
Юность как ремейк: «За мечтой» Макса Мингеллы
Начиная с четверга в кинотеатрах — музыкальная мелодрама «За мечтой», главную роль в которой сыграла Эль Фаннинг. Алексей Васильев разглядел в дебюте Макса Ми...
Также рекомендуем
Толстая политическая сатира на диктатуру.
За минувшую неделю в медийном пространстве что только не обсудили. Разговоры шли и о поражающих (во всех смыс...
Алексей Васильев берётся за роман скандинавского писателя-выдумщика.
Наталья Серебрякова предлагает провести эту неделю в компании английского юмора и драмы, посмотрев...
Толстая политическая сатира на диктатуру.
За минувшую неделю в медийном пространстве что только не обсудили. Разговоры шли и о поражающих (во всех смыс...
Алексей Васильев берётся за роман скандинавского писателя-выдумщика.
Наталья Серебрякова предлагает провести эту неделю в компании английского юмора и драмы, посмотрев...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
00:00