Пёс с тобой: Зинаида Пронченко о фильме «Моя собака Идиот»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В субботу в статусе спецпоказов, а со следующей недели в полноценном прокате фильм Ивана Атталя «Моя собака Идиот» с Шарлоттой Генсбур в главной роли, который, конечно же, совсем не то, чем кажется по постеру и названию. А что он именно — рассказывает Зинаида Пронченко.

Ключевой вопрос нового фильма Ивана Атталя, завершающего долгожданной адаптацией самого лиричного произведения Джона Фанте autofiction-трилогию («Моя жена — актриса» 2001 года и «Они поженились и родили много детей» 2003 года) — можно ли критиковать собственных детей и, более того, их недолюбливать. Пятидесятилетний Анри, лягушатник из робких, выдохшийся писака, чей последний литературный успех пришёлся на второй срок Франсуа Миттерана, потрёпанный алкоголем и сигарами мужичок с несвежим цветом лица, седой щетиной и почившим либидо, считает, что да. Потомству следует хамить на каждом шагу, ибо оно самонадеянно, равнодушно, в интеллектуальном смысле звёзд с неба не хватает, зато стоит дорого. Никакой подёнщины не хватит, чтобы прокормить ораву из трёх сыновей и дочки, а ведь ещё у него неудовлетворённая жизнью несчастная супруга на руках. Её зовут Шарлотта Генсбур, точнее Сесиль, она ходит и разговаривает только благодаря антидепрессантам. Когда-то Анри пообещал ей курортную идиллию в далёком Биаррице. Бескрайние и пустынные пляжи Атлантики, в ревущие двадцатые вдохновлявшие Коко Шанель и Игоря Стравинского, а сегодня — лишь безмозглых сёрферов и пошлых пенсионеров, стали для неё душной тюрьмой. А брак — одиночным заключением.


Вот с таким балансом однажды поздней ночью Анри и летит сквозь дождь на скоростных в родные пенаты из Парижа. В саду его встречает Сесиль с ружьём, а в кустах — дикий зверь. Но вместо кабана в гости к супругам пожаловал огромный беглый мастиф, в котором Анри внезапно увидит лучшую версию себя. Мизогина, тирана, эгоиста, что занят лишь одним — нализыванием яиц, дабы они, начищенные до блеска, привлекали самок и устрашали самцов.

Опубликованный в 1985-м, через два года после смерти Фанте, «Моя собака Идиот» читателями сильно недооценён, причём и по сей день. Заново открывший публике Фанте Буковски тем не менее «Мою собаку Идиота» превозносил, ставил даже выше опусов о Бандини. Последнее произведение Фанте отпугивает грустью нежной, это текст-завещание о том, что время не остановить, и обычного ёрничания на грани с фельетоном тут поклонники едких сарказмов не найдут. Атталю экранизировать Фанте предлагал ещё 20 лет назад великий и ужасный Клод Берри, однако бездетному молодожёну тогда муки возраста дожития были невдомёк. Теперь, не с одним кризисом отношений за поясом — испытанием на прочность стала головокружительная карьера Шарлотты (это вдобавок к аристократическому провенансу), ну и потомство, о нужды которого разбивается любая лодка, тем более с творческим рулевым, — переживания Фанте Атталю впору, будто вторая кожа или мятый плащ, неизбывный атрибут уценённой мужественности.


Пёс в фильме разжалован до метафоры (у Фанте он был полноценным альтер эго), а экзистенциальная горечь, напротив, возведена в ранг неполиткорректного афронта. Временами сентенции Анри смотрятся рискованно, всё ли тут в хорошем вкусе, задумается критик. Но ведь признавать своё поражение, от судьбы, не от более успешных соседей с новеньким мерседесом в гараже, — дело неблагородное, хотя и подвиг. Атталь вкладывает в каждую сцену именно что всего себя, а не Фанте, наблюдать за этим стриптизом чуть неловко, чужое несчастье вдохновляет лишь поначалу, неудачники всегда умирают при пустом зрительном зале. А вот их лирические герои — под стоячую овацию. Которой выстраданная картина Атталя вполне заслуживает, смейся, паяц, над разбитым порше, скукожившимся пенисом и уплывшей любовью.

Читайте также
В прокате новый фильм Гая Ричи «Джентльмены». Удачи!
Гай Ричи на пике формы. Всем нравятся «Джентльмены», которых уже всерьёз сравнивают с «Карты, деньги, два ствола». КИНОТВ публикует...
Не кормите «Хищных птиц»: что не получилось у создателей феминистского комикса
Тимур Алиев рассказывает о новой главе киновселенной DC, в которой отважные суперженщины под условным предводительством Харли Квинн/Марго Робби...
«Офицер и шпион» Полански: весь мир как зал суда
Зинаида Пронченко о новой, лучшей за долгие годы, картине Романа Полански.Одному богу известно, когда Роман Полански оставит нас навсегда, и только бог е...
Пале-де-Токио: французская «Правда» японца Хирокадзу Корээды
В российский прокат выходит фильм открытия Венецианского кинофестиваля — «Правда» Хирокадзу Корээды с саундтреком Алексея Айги, и звёздным...
«Мальчик русский»: дебют ученика Сокурова Александра Золотухина
В российский прокат наконец-то выходит громкий дебют Александра Золотухина «Мальчик русский». Это очередной полный метр от выпускников мастерской Алексан...
«Гретель и Гензель»: почему сказка Оза Перкинса только прикидывается «новым хоррором»
Тимур Алиев считает, что новая вариация популярной сказки братьев Гримм хочет быть похожей на «новый хоррор» в стиле Джордана Пила или Ари Астера, а...
Также рекомендуем
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
На видеосервисе Wink уже можно посмотреть сериал «Их было десять» — французскую адаптацию самого продавае...
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
На видеосервисе Wink уже можно посмотреть сериал «Их было десять» — французскую адаптацию самого продавае...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
00:00