«Тори и Локита»: Кай и Герда в европейском царстве

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Тори и Локита»

В прокате двенадцатый полнометражный фильм братьев Дарденн «Тори и Локита», получивший специальный приз Каннского кинофестиваля в этом году. Тимур Алиев разбирается, как изменился вектор творчества бельгийского дуэта.

Локита сидит на стуле в окружении сотрудников миграционной службы. Она — беженка, оказавшаяся в Бельгии не совсем по своей воле. Мы не знаем, сколько главным героям лет, но Локита вполне похожа на девушку старшего школьного возраста, а Тори, возможно, мог бы учиться в средней школе. Если бы был обычным белым мальчиком из Европы.

«Тори и Локита» — драма о тяготах жизни беженцев, которые оказались в мире, существующем по законам современного капитализма. За ширмой вселенной возможностей на самом деле кроется огромная машина бюрократической волокиты. Локита, например, не может официально ни работать, ни учиться — девушке нужно получить вид на жительство, но его не дают. Она пытается рассказать свою историю о том, что приехала искать брата и нашла его (им оказался Тори). Однако офицеры службы миграции непреклонны.

Кадр из фильма «Тори и Локита»

Молодые люди, застрявшие в безвыходной веренице проблем и трудностей, стараются не сдаваться. Вечерами они подрабатывают в чёрную, продавая наркотики, — «спасибо» дилеру из ресторана. Днём Тори и Локита вынуждены платить «налог» людям, которые привезли их обоих из Африки в Европу. Свободных денег толком не остаётся; что-то нужно отправлять маме Локиты — та живёт в Африке с пятью её братьями. Путь к легализации и выживанию очень непрост.

Казалось бы, Дарденны не первый раз обращаются и к рабочему классу («Два дня, одна ночь»), и к тяготам подрастающего поколения («Розетта») в своих фильмах. Герои их картин — неприкаянные «маленькие» люди на обочине жизни. До них никому нет дела; и в «Тори и Локите» на этом делается особенный акцент. Подростки для многих окружающих — даже и не люди вовсе, а средство для получения прибыли, бесправные существа.

Кадр из фильма «Тори и Локита»

Доведя Локиту до точки невозврата, бельгийский дуэт отправляет её в подобие тюрьмы. Хотя ей самой это представляют как рабочее место: просто спи, ешь, ухаживай за фермой, на которой выращивается конопля и прочие запрещенные вещества, — мы сделаем тебе ВНЖ в обход легальной процедуры. Где-то к середине фильма пресловутые европейские ценности и развитая демократия отходят даже не на второй, а на третий план. Тори и Локита остаются предоставленными сами себе, всё глубже закапываясь в мир криминала и чёрного рынка.

Дарденны позволяют себе ряд манипуляций, которые абсолютно точно вызовут заряд эмпатии у зрителя. Девушка, например, непременно столкнётся с насилием со стороны мужчин-патриархов, от действий которых буквально зависит её судьба. Мальчик, волк-одиночка, будет подвергаться эмоциональному насилию со стороны взрослых.

Кадр из фильма «Тори и Локита»
Кадр из фильма «Тори и Локита»

Мигранты, вынужденные прогибаться под изменчивый мир, — у Дарденнов объекты бесконечного сочувствия и сопереживания. Да, кругом несправедливость, но с ней сталкиваются в разной степени абсолютно все. Да, бесправные люди, приехавшие устраивать новую жизнь в Европе, бегут не от хорошей жизни. Но в «Тори и Локите» подростки оказываются зажаты в угол обстоятельств даже не наравне с другими обитателями приюта. Потому что они не просто мигранты, а ещё и чернокожие.

На другом берегу Ла-Манша бельгийцам хлопает большой знаток социальной несправедливости Кен Лоуч. Но там, где британец искусно балансирует между трагедией «маленького человека» и системой, Дарденны не в состоянии придерживаться этики и элементарных правил приличия. 


Тори и Локита, мечтая о сказочном будущем, в какой-то момент и сами превращаются в сказочных персонажей, разлучённых злым роком, имя которому Европа.


Кажется, необъятный гуманизм, который 20 лет назад прославил Дарденнов на международных фестивалях, спустя годы обрёл совершенно несовместимые с жизнью черты. Как и в предыдущей картине «Молодой Ахмед», сопротивляясь гнёту системы, юные и безропотные персонажи бельгийцев сталкиваются с радикальными проявлениями насилия. Ещё немного, и Дарденны будут выдавать на фестивалях и премиях агитационные речи, превращаясь из режиссёров в активистов. Впрочем, в 2022 году идея расчеловечивания в угоду геополитике наперекор обыденным мечтам о простой, хорошей жизни звучит особенно актуально.

Читайте также
«Чудо» Себастьяна Лелио: Флоренс Пью расследует загадку в ирландской глуши
Максим Ершов рассказывает, чем может понравиться размеренная драма о жизни верующих...
Ласковое безразличие мира: рецензия на аниме «Человек-бензопила»
Сергей Сергиенко рассказывает про один из самых ожидаемых аниме-сериалов года.
Фильм «Эмили»: признание в любви от поклонницы и превосходный актёрский перформанс Эммы Маккей
Карина Назарова рассказывает о байопике о писательнице Эмили Бронте.
У зеркала два лица: рецензия на фильм «Дела человеческие»
В картине сыграли Шарлотта Генсбур, Матьё Кассовиц и Бен Атталь.
«Сверхъестественное. Знаки»: лучший сай-фай года с теориями заговоров и летающей пепельницей
Влад Шуравин рассказывает о многогранной работе авторов «Паранормального».
«Мост через озеро»: тихая драма с Дженнифер Лоуренс от студии А24
Кино о встрече двух людей, застрявших на стадии принятия личных катастроф.
Также рекомендуем
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ.
C 19 по 25 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль экспериментального кино. MIEFF фокусируется на ра...
Это история о мифических животных, которых по всему миру ищет и спасает главная героиня.
Максим Ершов отмечает 7 наиболее интересных фильмов.
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ.
C 19 по 25 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль экспериментального кино. MIEFF фокусируется на ра...
Это история о мифических животных, которых по всему миру ищет и спасает главная героиня.
Максим Ершов отмечает 7 наиболее интересных фильмов.

Последние новости

Хаяо Миядзаки попал в список 100 влиятельнейших людей года по версии TIME
Вслед за почётной «Пальмовой ветвью» для студии Ghibli.
Шоураннер «Людей Икс '97» объяснил концовку пятой серии
Сценарист хотел добиться максимального шока.
00:00