Азбука Вонга Карвая: цвет, сигареты и чувственность

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

вонг карвай
Кадр из фильма «Любовное настроение»/GEM Entertainment

30 июня в повторный прокат вышел фильм «Любовное настроение» Вонга Карвая, а через две недели на экраны вернётся его «Чунгкингский экспресс». По этому поводу Илья Верхоглядов вспомнил остальные фильмы гонконгского классика и выделил основные мотивы, образы и стилевые приметы его творчества.

Буйство цвета

Чунгкингский экспресс
Кадр из фильма «Чунгкингский экспресс»/Jet Tone Productions

Фильмы Карвая оседают в памяти не деталями сюжета и даже не бытовой фактурой, а в первую очередь многообразной палитрой. Красное свечение китайских фонарей, бледно-зелёный отблеск флуоресцентных ламп, ядовито-жёлтые излучения электрических плафонов и слепящие оранжевые потоки естественного света — все эти оттенки смешиваются в разном спектральном соотношении, вечно меняя цветовую доминанту, переключаясь с лёгкого пересвета на нуарные затемнения, а то и вовсе оборачиваясь зернистым ч/б. Колористические переключения маркируют переход из одного времени в другое, свидетельствуют о колебаниях чувств и вносят в прозу жизни элементы поэтического реализма.


Гонконг

падшие ангелы
Кадр из фильма «Падшие ангелы»/Jet Tone Productions

Карвай заимствовал у Голливуда визуальную риторику и фабульные клише, но проецировал их на местную натуру. Его фильмы стилизуются под американский нуар («Падшие ангелы»), screwball comedy («Чунгкингский экспресс») и футуристичный сай-фай («2046») — но каждый раз камера в них отвлекается от основного сюжета и фокусируется на частностях дальневосточного быта. Потасовки в дешёвом общепите, игра в маджонг на коммунальных кухнях, продажа рыбных котлет на местных рынках — весь этот тщательно воссозданный азиатский колорит возвращает знакомым жанровым структурам эффект новизны. Неспроста свои фильмы «Чунгкингский экспресс» и «Падшие ангелы» Карвай называл «единым исследованием гонконгской жизни», а самого режиссёра западные критики причисляют к гонконгской новой волне — она как раз была отчасти ориентирована на воспроизведение реалий современного Китая.


Дойл

кристофер дойл
Вонг Карвай и Кристофер Дойл на пресс-конференции фильма «Дикие дни» в 1990 году

Постоянный оператор Карвая — австралиец Кристофер Дойл, переехавший на Дальний Восток ещё в 1970-е годы (он также работал с Чжаном Имоу и отдельными европейцами вроде Джима Джармуша и Гаса Ван Сента). Во многом благодаря его самобытному художественному взгляду фильмы Карвая и обрели свою оптическую выразительность. Мобильная камера с плавающим горизонтом, экстремальные ракурсы, насыщенные цвета, рапид и сниженная частотность кадров, долгие панорамы, которые порой уступают место вольной монтажной стилистике с джамп-катами и короткими планами, — эти элементы и составляют визуальный словарь Карвая. В общей сумме они дают очень разностилевое изображение — возможно, по этой причине гонконгца иногда сравнивают с Жан-Люком Годаром, который, обладая коллажным мышлением, очень любил соединять несоединимое и проводить разные манипуляции с исходным изображением.


Закадровые монологи

Кадр из фильма «Чунгкингский экспресс»/Jet Tone Production

Карвай доверял интуиции и случаю и, как следствие, работал без сценария: многое придумывал на ходу, провоцировал актёров на импровизации, многое вырезал и менял местами на этапе монтажа. Спонтанность режиссёрского метода чувствуется и в фильмах: они весьма рваные, в них отсутствует нарративная цельность, кроме того, сами истории часто распадаются на ряд автономных новелл, которые объединены разве что местом действия, иногда — общим второстепенным героем. Так режиссёр отказывается от драматургических условностей в пользу художественной индивидуальности. Но чтобы фильм окончательно не терял смысловое единство, визуальное повествование перемежается интертитрами и сопровождается частыми закадровыми монологами — они, среди прочего, работают на эмоциональный фон и лучше ориентируют зрителя в перипетиях внутренней жизни персонажей. К слову, на эллиптичность повествования влияет и то, что Карвай часто избегает прямого текста и уводит многое в намёки. Неспроста некоторые фабульные блоки даны пунктирно (как романтическая предыстория полицейского № 663 из «Чунгкингского экспресса»), а некоторые персонажи представлены крайне метонимично (как супруги главных героев из «Любовного настроения»).


Музыкальный автомат

Massive Attack — Karmacoma/Universal Music Ltd.

Герои Карвая — сплошь меломаны: Фэй из «Чунгкингского экспресса» постоянно ставит на неприличную громкость California Dreamin’ от The Mamas & The Papas, центральные герои «Любовного настроения» слушают по радио эстрадный хит Чжоу Сюань, квир-пара из «Счастливы вместе» танцует танго под Астора Пьяццоллу. В ночных барах и закусочных персонажи то и дело опускают монетки в музыкальные автоматы, выбирая акустический фон к своим переживаниям. У Карвая много и закадровой музыки, причём самой разной: от регги до синти-попа, от китайской эстрады до альтернативного рока, от каватины до скрипичных пьес. В один ряд ставятся оригинальные треки и кавер-версии, как пример — исполненная на путунхуа песня Dreams от The Cranberries (лейтмотив «Чунгкингского экспресса») или ремикс Karmacoma от Massive Attack (одна из основных тем в «Падших ангелах»). Что примечательно, к фильмам Карвая редко пишется оригинальный саундтрек: режиссёр предпочитает сильно заранее выбирать музыку и продумывать визуальный ряд, исходя из её звуковых свойств. Даже знаменитая композиция из «Любовного настроения», под которую герои неоднократно проходят мимо друг друга в slow motion, была написана японским композитором Сигэру Умэбаяси для байопика Сэйдзюна Судзуки «Юмэдзи» 1991 года. К слову, названия многих фильмов Карвая подсказаны строчками из поп-хитов: As Tears Go By — из наследия The Rolling Stones, Happy Together — от The Turtles.


Поэтическая образность

Карвая сложно назвать логоцентрическим режиссёром — выразительность в его фильмах строится в большей степени на визуальных тропах. Тем не менее в сопроводительных диалогах то и дело проскакивают литературные обороты, которые позже вырастают в основной иносказательный образ. К примеру, заявленная в «Диких днях» птица без лапок, которая вынуждена всю жизнь летать и опускается на землю лишь перед смертью, становится вербальным лейтмотивом в «Диких днях» и опосредованно высказывается о главном герое. А в первой новелле из «Чунгкингского экспресса» молодой следователь скупает несвежие консервированные ананасы и мысленно разворачивает метафору о «сроке годности» внутренних переживаний. Впоследствии не только ананасы, но и другие самые обыденные вещи (салат или взлётная полоса) становятся основой для поэтических отступлений.


Сигареты

счастливы вместе
Кадр из фильма «Счастливы вместе»/Block 2 Pictures

Полицейский № 663 из «Чунгкингского экспресса», с грустью вспоминая свой быстротечный роман со стюардессой, заключает: «От некоторых снов невозможно проснуться». Почти все герои Карвая будто ходят в сомнамбулическом состоянии, пытаясь оправиться от миражей прошлого, и постоянно курят, будто топят саднящую боль в табачном дыму. Возможно, благодаря сигаретам герои и не срываются на избыточную экспрессию — и поэтому в фильмах Карвая, несмотря на драматизм содержания, царит очень осторожная лирическая интонация.


Чувственность

2046
Кадр из фильма «2046»/Block 2 Pictures

За вычетом внесюжетных деталей истории Карвая, за редким исключением, рассказывают о любви. Чаще всего — утраченной или не состоявшейся. В картине «Дикие дни» молодой герой Юдди говорит своей несчастной девушке: «Я так и не сделал тебя счастливой — давай будем несчастны вместе». Это и есть сценарная формула карваевских историй: «несчастные вместе». Отношения между героями каждый раз отмечены неким дисбалансом: один из партнёров — преданный влюблённый, другой — ветреный индифферентный циник (яркий пример — «Счастливы вместе»). Порой герои сходятся в неподходящее время. «Плохо, когда встречаешь своего человека слишком рано или поздно», — мысленно произносит герой Тони Люна (постоянного артиста Карвая) из «2046», своеобразного сиквела «Любовного настроения». Однако не только мелодраматизм, но и отказ от постельных сцен определяет эстетику карваевских love stories: интимность в большинстве случаев уводится за кадр и оставляет место лишь для чувственности.

Читайте также
Смотреть аниме 2.0: Масааки Юаса — «Человек-дьявол»
Сергей Сергиенко про одного из ярчайших авторов аниме современности.
«Очень странные дела»: антология монстров Изнанки и мира Хоукинса
Разбираемся, кто населяет наш и чужой миры популярного сериала.
Гении кинокостюма: Адриан Адольф Гринберг, или просто Адриан
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!
Экранизируй это: «Смерть смотрит из сада» Инны Булгаковой (1997)
Сложный и замысловатый мир отечественных расследований.
Разблокируй Азию: «Не слышу зла» — глухонемая девушка против маньяка
Продолжаем рассказывать об азиатских фильмах, которые нам понравились.
Смотреть аниме 2.0: Сатоси Кон — истинная грусть создателя «Паприки»
О первых и последних шагах великого творца аниме.
Также рекомендуем
В день российского кино наша команда проникла на съёмочную площадку режиссёрского дебюта Алексея Чадова под н...
Алексей Васильев рассказывает про свой идеальный фильм по Мураками.
Участник Каннского кинофестиваля, новый фильм обладателя «Золотого медведя» Берлинале Дяо Инаня «Озеро диких гусей» пере...
Неочевидные шедевры и хиты со стримингов и фестивалей.
В день российского кино наша команда проникла на съёмочную площадку режиссёрского дебюта Алексея Чадова под н...
Алексей Васильев рассказывает про свой идеальный фильм по Мураками.
Участник Каннского кинофестиваля, новый фильм обладателя «Золотого медведя» Берлинале Дяо Инаня «Озеро диких гусей» пере...
Неочевидные шедевры и хиты со стримингов и фестивалей.

Последние новости

Кира Медведева получила главную роль в сериале «Трудная»
Победительница реалити-шоу «Новые пацанки».
Киану Ривз сыграет в сатирическом кино Рубена Эстлунда
Режиссёра фильмов «Квадрата» и «Треугольника печали».
Аня Тейлор-Джой покоряет пустошь на новых кадрах «Фуриосы»
Свежий взгляд на новый боевик экшн-сериала Джорджа Миллера.
00:00