«Более странно, чем в раю»: магия обыденного, привлекательность тривиального

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадры из фильма «Более странно, чем в раю». «Иноекино»

Синефилы со стажем уже вовсю радуются очередному ререлизу — начиная с завтрашнего дня российский зритель сможет заценить на большом экране второй полный метр короля американского независимого кинематографа Джима Джармуша. В связи с этим выясняем, почему эта картина занимает столь важное место в фильмографии режиссёра и чем малобюджетное драмеди про путешествующих по Америке мигрантов заслужило признание публики.

Культуролог Наталья Самутина является автором диссертации на тему «Репрезентация европейского культурного сознания в кинематографе последней трети ХХ века». В этом исследовании она выявляла уникальные черты европейского кино, концентрируясь отнюдь не на одном только географическом аспекте. И её текст, в том числе затрагивающий феномен авторства и индивидуальные особенности многих национальных кинематографий, не мог обойтись без такого вот занимательного сопоставления:

Американское независимое кино неизбежно «тянется» к европейскому, порождая очень интересные гибриды. Так, Вуди Аллен старательно выстраивает своё творчество как апофеоз авторства, не уставая говорить, как он преклоняется перед Бергманом: «И надо всеми нами есть Ингмар Бергман, возможно, самый великий художник кино со времени изобретения кинокамеры». А Дэвид Линч и Джим Джармуш используют конструкции жанрового кино для создания своих высокоэлитарных медитативных пастишей, в которых сама элитарность порой гиперболизируется до степени пародии.

Кадры из фильма «Более странно, чем в раю». «Иноекино»

«Высокоэлитарные медитативные пастиши». Кажется, лучшего определения для творчества Джима Джармуша — бывалого сноба с поэтическим складом ума — не придумаешь. Его фильмы — гибридные произведения, в которых внешняя, житейская атрибутика «американского мира» соединяется с вычурными правилами фестивального киностроения (иными словами, с тем, что мы привыкли называть «европейским артхаусом»). Чем больше мы будем отдаляться от сегодняшнего дня, уходя в прошлое, когда Джармуш снимал кино на порядок дешевле и куда более минималистично, с тем менее элегантной формой столкнёмся.


И если мы представим работы Джармуша как письма ко зрителю, то фильм позднего Джима — это депеша с красивой сургучной печатью, а фильм раннего — простецкий конверт с неаккуратно наклеенной маркой и отпечатавшимся поверх неё коричневым кружочком от кофейной кружки.


Однако содержание картин Джармуша, а именно их основа, межкультурный диалог, — что тридцать лет назад, что сейчас занимает важное место в творческом методе режиссёра. Не подвергается деформациям и страсть постановщика к вещам — его миры предметоцентричны: запоминающиеся зажигалки, чашечки с эспрессо, алые пиджаки, блокнотики, спичечные коробки, столы в «шашечку», туристические чемоданы и ретро-автомобили всплывают в нашей памяти первее героев и слов, которые те произносили. В бессобытийной вселенной Джима Джармуша сюжеты с лёгкостью описываются одним-двумя предложениями, а вот локации и вещи, по ним разбросанные, кажутся пресонажами более полноценными, чем люди, что в них обитают.

Кадры из фильма «Более странно, чем в раю». «Иноекино»

Вот что мы можем сказать о втором полном метре Джима Джармуша, о меланхоличном не то роуд-муви, не то социальной драме «Более странно, чем в раю»? Синопсис картины прост: в нью-йоркскую квартиру эмигранта из Восточной Европы (конкретно из Венгрии) в гости приезжает его кузина, которая кантуется у него несколько дней, после чего их пути расходятся, потом вновь сходятся, а потом снова расходятся. Путешествие из «Большого Яблока» на юг не снабжено приключенческим контекстом, им не движет ни соблазнительный макгаффин, ни высокие цели. Мы наблюдаем лишь рядовые покатушки и рядовые посиделки самых обычных людей, в силу бюджетных ограничений молодого Джармуша изображённые в длинных планах с неподвижной камерой и разграниченные плавными затемнениями, прямо как в работах Алексея Балабанова.

Поиски личного Эдема, доля «чужака» на американской земле, проблемы беспечной маргинальной жизни с карточным шулерством и ставками на лошадиные бега — эти и многие другие темы в «Более странно, чем в раю» прослеживаются, но на них режиссёр намеренно не концентрируется.


Джима, как и всегда, больше интересует быт монохромного мирка, спаянного из неспешности японских семейных драм Ясудзиро Одзу и злободневности первых кустарных полудокументальных работ Джона Кассаветиса.


Кассетный плеер, откуда доносится рёв Скримин Джей Хокинса, замороженные полуфабрикаты TV Dinner, сигареты Chesterfield, пижонские фетровые шляпы и подтяжки, мотельная раскладушка, смятые купюры и пережившие не одно поколение жильцов окна с видом на замёрзшее озеро Эри — пока уши зрителя точат в большинстве своём импровизированные реплики и редкие музыкальные фразы, его глаза имеют достаточно времени, чтобы вдоволь набегаться по статичным сценам, которые рассказывают о происходившем в Нью-Йорке, Огайо и Флориде образца 1984-го гораздо больше, чем могли бы сами герои.

Кадры из фильма «Более странно, чем в раю». «Иноекино»

Многие фильмы Джима Джармуша кажутся созданными спонтанно. Это утверждение справедливо и в случае с «Более странно, чем в раю», который был снят на плёнку, что осталась неиспользованной после окончания работ над лентой Вима Вендерса «Положение вещей». И то изначально Джармуш сделал короткую киноновеллу: её тепло приняли критики, и впоследствии она стала первой из трёх глав будущего полнометражного фильма. Кроме того, участие в картине принимали друзья Джима, разумеется, в те годы и не помышлявшие о карьере профессиональных актёров: музыканты Джон Лури из Lounge Lizards и барабанщик группы Sonic Youth Ричард Эдсон, а также эмигрантка Эстер Балинт, в то время состоявшая в экспериментальной театральной труппе Squat Theatre. Ну а за камеру Джармуш позвал Тома ДиЧилло — в будущем известного оператора и режиссёра, который был сокурсником Джима в киношколе.

«Более странно, чем в раю», будучи картиной малобюджетной и во многих отношениях «серой», тем не менее нашёл отклик не только в кругах нью-йоркской богемы, куда был вхож сам Джармуш, но и среди видных представителей мирового киносообщества. Этот фильм был отмечен призом в Каннах и мгновенно стал образцом для подражания: если не поголовно, то как минимум с завидной регулярностью копировать манеру Джима и создавать пространные любительские ленты, восхваляющие заурядность и воспевающие быт далеко не самых защищённых слоёв американского общества, начали именно после выхода «Более странно, чем в раю».

После выхода фильма волшебного и влекущего. И плевать, что его магия заключается в обыденном, а привлекательность — в тривиальном.

Читайте также
Самые ожидаемые новинки на российских стриминговых платформах сезона 23/24
Чем отличается сезон 2023 года от сезона 2022-го?
Жан Маре: красавец и чудовище
Проходимец в расшитом камзоле.
Как снимает Терренс Малик — поэт и гуманист, у которого мечтают сняться все голливудские звёзды
«Путешествие времени» и обезоруживающая красота природы.
Эстетичная мясорубка: «гонконгские боевики» Джона Ву
Героическое кровопролитие, слоу-мо и современные рыцари с пушками.
Так плохо, что хорошо: фильмы категории B
От фильмов с фестиваля «Сандэнс» до классики guilty pleasure.
Стабилизация пиратского рынка в России: всё больше людей готовы платить за легальный просмотр
За эрой пиратства приходит новая этика потребления и лидерство стримингов.
Также рекомендуем
История создания самого культового, пожалуй, саундтрека в фильмографии Джима Джармуша.
Вероника Хлебникова рассказывает про абсурдные разговоры и скитания между жизнью и смертью.
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана
История создания самого культового, пожалуй, саундтрека в фильмографии Джима Джармуша.
Вероника Хлебникова рассказывает про абсурдные разговоры и скитания между жизнью и смертью.
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00