Чемпионами не рождаются: 5 главных байопиков про спортсменов

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

11 января в российский прокат выходит спортивная драма Шона Дуркина «Стальная хватка». Картина, основанная на реальных событиях, рассказывает о взлётах и падениях легендарной династии американских рестлеров фон Эрихов. Когда-то пятеро братьев (на экране мы увидим только четырёх) устраивали незабываемые шоу на арене далласского Спортаториума, пока их семью не постиг злой рок. Драма, выпущенная под эгидой инди-студии А24, получила высокие оценки критиков и титул одного из лучших фильмов 2023 года. В преддверии премьеры «Стальной хватки» вспоминаем лучшие спортивные байопики, посвящённые фигуристам, боксёрам, гонщикам и другим чемпионам.

«Тоня против всех»‎, реж. Крэйг Гиллеспи, 2017

Кадр из фильма «Тоня против всех», LuckyChap Entertainment

Когда будущей чемпионке Тоне Хардинг (Марго Робби) было всего три года, властная мать Лавона Голден (Эллисон Дженни) отвела дочь на фигурное катание. Несмотря на столь юный возраст, девочка творила на льду что-то невероятное и отличалась невиданным упорством. Тоня, на фоне других фигуристок выделявшаяся артистизмом и изобретательностью, с лёгкостью занимала первые места на престижных соревнованиях. В 21 год Хардинг выиграла чемпионат США и стала первой американкой, которой удалось выполнить тройной аксель. Позже спортсменка заняла второе место на чемпионате мира по фигурному катанию и добилась участия в Олимпийских играх 1992 года. Однако желание устранить главную конкурентку Нэнси Керриган поставило головокружительную карьеру Тони Хардинг под угрозу.

Спортивный байопик «Тоня против всех»‎ — один из самых необычных представителей жанра. Австралийский постановщик Крэйг Гиллеспи, известный эксцентричной режиссурой (чего стоят только «Ларс и настоящая девушка»‎, ремейк «Ночи страха» и «Круэлла»)‎, превратил историю скандальной фигуристки Тони Хардинг в по-настоящему захватывающее зрелище. Кинематографист сталкивает две личности известной спортсменки: стервозную рок-звезду на льду и закомплексованную девушку, ищущую одобрения властной матери. Тоня в блестящем исполнении Марго Робби предстаёт максимально противоречивой героиней. Безграничные ярость и бунтарство, которые Хардинг демонстрирует во время выступлений, продиктованы острым желанием привлечь внимание и заслужить любовь публики. Стремление стать олимпийской чемпионкой же для Тони — единственный способ оправдать надежды авторитарной родительницы. За бешеной энергетикой профессиональных достижений спортсменки скрывается трагедия одинокой женщины, застрявшей в абьюзивных отношениях с мужем-тираном и зависимости от материнского мнения. Именно тонкий психологический портрет главной героини превращает это хулиганское кино в личную драму.


«Битва полов»‎, реж. Валери Фэрис, Джонатан Дэйтон, 2017

Кадр из фильма «Битва полов», Searchlight Pictures

В 1973 году чемпион Уимблдона Бобби Риггс (Стив Карелл) бросил вызов амбициозной Билли Джин Кинг (Эмма Стоун). Матч, который состоялся между заслуженными теннисистами, прозвали «Битва полов». Поединок вошёл в историю как первое равное состязание между мужчиной и женщиной на спортивной арене. В центре внимания оказываются как легендарный матч и подготовка к нему, так и история самой Билли Джин Кинг — активистки, феминистки и феноменальной теннисистки.

Спортивная драма «Битва полов» рассказывает о знаменитом теннисном матче 1973 года. Тогда на корте в ожесточённой схватке сошлись Билли Джин Кинг и Бобби Риггс. Упрямая девушка в больших очках в результате одержала победу над соперником и доказала, что женщины должны участвовать в спортивных состязаниях наравне с мужчинами. Несмотря на то что весь фильм, по сути, построен вокруг одного важного поединка, решившего проблему гендерного дисбаланса в теннисе, режиссёры уделяют достаточно внимания именно истории Билли Джин Кинг. Характер главной героини Валери Фэрис и Джонатан Дэйтон раскрывают в полной мере. Зритель наблюдает за тем, как миниатюрная девушка бесстрашно борется с сексизмом и патриархальными установками в большом спорте. На экране, как и в жизни, Билли Джин совмещает активизм с постоянным профессиональным развитием. Она достигает высот не только на митингах против гендерной дискриминации, но и на теннисном корте. Когда же героиня не бросается грудью на амбразуру, отстаивая права женщин, она занимается решением проблем в личной жизни. Таким образом, в спортсменке уживаются бесстрашная воительница со стереотипами и обычный человек, проходящий через кризисы. Билли Джин бесподобно играет Эмма Стоун. Чтобы вжиться в роль спортсменки, актриса брала уроки тенниса у профессионалов. В частности, её тренировала сама Билли Джин Кинг, которая на первой встрече просто бросала в Эмму мячи. Актриса говорила, что всегда хотела сыграть столь вдохновляющую личность. «Билли Джин — фейерверк. Она смелая и забавная, и я люблю её», — охарактеризовала Стоун свою героиню. Именно такой актриса показала теннисистку в кино.


«Бешеный бык»‎, реж. Мартин Скорсезе, 1980

Кадр из фильма «Бешеный бык», United Artists

В прошлом популярный боксёр и экс-чемпион мира в среднем весе Джейк Ламотта (Роберт Де Ниро) переосмысляет свою жизнь. В молодости он быстро поднялся по карьерной лестнице, благодаря упорству и беспринципности. Ламотта сумел стать легендой профессионального бокса, вышел победителем из поединка с не менее великим Шугаром Робинсоном и заслужил титул чемпиона. Однако агрессивный характер и склонность к насилию, которые Ламотта умело использовал на ринге, в конце концов разрушили его личную жизнь. Не в силах контролировать себя, спортсмен окончательно испортил отношения с женой и родным братом. Так ли важны все эти трофеи и триумфы, если в итоге ты остаёшься наедине со своим одиночеством?

При составлении рейтингов лучших фильмов Мартина Скорсезе лидирующую позицию обычно занимает спортивный байопик «Бешеный бык». Чёрно-белая экспериментальная картина великого режиссёра задолго до «Бойца» и «Охотника на лис» рассуждала об опасности культа мачизма и безуспешной борьбе с внутренними демонами. История боксёра Джейка Ламотты, неуязвимого и агрессивного на ринге, на экране выглядит максимально отталкивающе, но так и задумано. Скорсезе отмечает профессиональные триумфы своего героя, но нисколько не сомневается в его аморальности. Джейк Ламотта прибегает к насилию и вне поединков с соперниками, а неконтролируемый гнев мужчины не знает границ. «Бешеный бык» разрушает миф о крутом боксёре, которому нет равных как в спорте, так и в жизни. Если «Рокки» делал из непоколебимого борца кумира, то картина Скорсезе сбросила того с пьедестала. Режиссёр заверяет зрителя: каким бы сильным и смелым ни был спортсмен, прежде всего стоит смотреть на его личные качества. Человек, лишённый эмпатии, едва ли заслуживает лавров и почестей. За гениальное перевоплощение в антигероя фаворит Скорсезе Роберт Де Ниро получил свой первый «Оскар» за лучшую мужскую роль.


«Гонка»‎, реж. Рон Ховард, 2013

Кадр из фильма «Гонка», Universal Pictures

1976 год. Непримиримые соперники, самоотверженный австриец Ники Лауда (Даниэль Брюль) и плейбой-англичанин Джеймс Хант (Крис Хемсворт), борются за звание лучшего гонщика «Формулы-1». Ни один из них не собирается уступать лидерство другому и готов идти до конца. Соперничество заслуженного чемпиона Лауды и проворного новичка Ханта вынужденно прерывается в результате чудовищной аварии, случившейся на Гран-при Германии. Австрийский гонщик получает сильные ожоги лица, однако не собирается сдаваться. Всего через пару недель он возвращается на трассу и принимает участие в решающем Гран-при «Формулы-1», проходящем в Японии.

Спортивная драма Рона Ховарда по праву считается одним из лучших гоночных фильмов современности наряду с «Ford против Ferrari». Адреналиновый блокбастер посвящён соперничеству двух легенд автоспорта — австрийца Ники Лауды из команды «Феррари» и британца Джеймса Ханта, по сюжету недавно примкнувшего к команде «Макларен». Фильм в хронологическом порядке воспроизводит знаковый чемпионат «Формулы-1» сезона 1976 года, делая зрителя невольным соучастником опасных заездов и непредсказуемых соревнований. Рёв моторов, визг шин, бешеные скорости, скрежет разбившихся болидов — жестокая реальность, без которой непримиримые противники не представляют жизни. Бесконечные гонки со смертью и одержимость победами не раз приводят к трагедиям, но Лауда и Хант не желают выбывать из игры, даже получив серьёзные травмы. Байопик Ховарда настолько точно улавливает сердцебиение автоспорта, что смотрится на одном дыхании. А ещё режиссёр размышляет о разрушительной зависимости от экстрима. Ровно тем же занимается Майкл Манн в своей биографической картине «Феррари», вышедшей в российский прокат в конце декабря.

«Охотник на лис»‎, реж. Беннетт Миллер, 2014

Кадр из фильма «Охотник на лис», Annapurna Pictures

На Олимпийских играх 1984 года по вольной борьбе братья Шульц выиграли золото. Старший Дэйв (Марк Руффало) наслаждается заслуженной победой, а младший Марк (Ченнинг Татум) переживает тяжелейший кризис идентичности. Марк всегда оставался в тени более выносливого и популярного сиблинга. Повышенное внимание к старшему брату после Олимпиады приводит к затяжной депрессии у младшего. Марк предаётся саморазрушению, пока с ним не связывается миллионер и филантроп Джон Дюпон (Стив Карелл). Богатый спонсор предлагает парню переехать на его виллу и тренироваться в одном из лучших спортивных комплексов. Перед Марком открываются новые возможности. Он вовсю готовится к Олимпийским играм 1988 года. Внезапно в партнёрские отношения Марка с Дюпоном вмешивается Дэйв. С этого момента всё летит к чертям.

«Охотник на лис»‎ — образцовое кино об изнанке спортивного успеха. Режиссёр драмы Беннетт Миллер успел прославиться нестандартным подходом к спортивным байопикам ещё в 2011 году, когда выпустил картину «Человек, который изменил всё»‎ с Брэдом Питтом в главной роли. Байопик, поставленный по сценарию Аарона Соркина, рассказывал об устройстве американского бейсбола с позиции бывшего игрока и нынешнего спортивного менеджера Билли Бина. «Охотник на лис» же только на первый взгляд казался классической лентой о победах и поражениях на Олимпиаде. В биографии знаменитых братьев Шульц, чемпионов по вольной борьбе, режиссёра Беннетта Миллера больше всего интересовали не их профессиональные заслуги, а то, что было скрыто от глаз общественности: обоюдная зависть, беспрерывная грызня за лидерство, конфликты, физические и психологические травмы, кризисы и саморазрушение. Два выдающихся борца ревниво относятся к достижениям друг друга и тем самым навлекают беду на свою семью. «Охотник на лис»‎ погружается во тьму токсичных отношений между родственниками, мешающую обоим участникам вечного противостояния двигаться вперёд. Со временем фильм приобретает оттенки сурового психологического триллера с элементами тру-крайма. Изнурительные тренировки и виртуозные выступления Шульцев на спортивной арене остаются где-то на периферии, а семейная драма стремительно набирает обороты. Параллельно притче о междоусобной вражде разворачиваются сюжеты о последствиях покровительства и расплате за чувство собственного превосходства. Миллер снял остросюжетную драму, в которой люди не делятся на победителей и проигравших, а каждому в итоге воздаётся по заслугам. Всем любителям спортивных байопиков, разрывающих шаблоны, — must see.

Читайте также
10 самых ожидаемых фильмов 2024 года
От космооперы до готического хоррора и возвращения к дизельному постапокалипсису.
Фильмы о полководцах и правителях: короли, бунтари и князья
Вспоминаем заметные фильмы о выдающихся правителях и полководцах.
10 лучших хорроров 2023 года
Неочевидные шедевры и хиты со стримингов и фестивалей.
Пять фильмов второго фестиваля авторского кино «Зимний»
Выбрали пять фильмов из конкурсной программы фестиваля, которые заслуживают внимани...
Маньяки и другие преступники: сериалы в жанре тру-крайм
Детективные сериалы, основанные на реальных событиях.
Также рекомендуем
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые п...
Виктор Непша в своём еженедельном дайджесте разбирает главную новостную повестку иностранной прессы о кино. Не...
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые п...
Виктор Непша в своём еженедельном дайджесте разбирает главную новостную повестку иностранной прессы о кино. Не...

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00