Просто космос: 5 неожиданных научно-фантастических проектов

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

21 марта на Netflix вышел один из главных проектов сезона — научно-фантастический сериал «Задача трёх тел». В основу масштабного сай-фая лёг знаменитый роман китайского писателя Лю Цысиня. Над экранизацией фантастического бестселлера работали шоураннеры «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс. По сюжету талантливые учёные-физики по никому не известной причине сводят счёты с жизнью. Серию самоубийств лучших умов человечества берутся расследовать спецслужбы, которые приходят к выводу, что в череде трагедий замешаны внеземные цивилизации. Специально к премьере «Задачи трёх тел» вспоминаем о других необычных научно-фантастических проектах. Инопланетное вторжение, квантовые скачки и параллельные вселенные — лишь малая часть из того, с чем сталкиваются герои фильмов и сериалов из нашей подборки.

«Побудь в моей шкуре», режиссёр Джонатан Глейзер, 2013

Кадр из фильма «Побудь в моей шкуре», Film4

Инопланетянка (Скарлетт Йоханссон) отправляется на Землю с важной миссией: она колесит по Шотландии и заманивает в свой фургон автостопщиков, которых «дома никто не ждёт». Мотивы femme fatale из космоса до ужасного просты: она перерабатывает тела жертв в однородную питательную массу и переправляет пищу остальным пришельцам. Инопланетянка в обличии роковой красотки пытается вести себя как обычная девушка и неожиданно проникается симпатией к одному землянину — неприкаянному и отверженному обществом. Поддавшись зову милосердия, героиня совершает роковую ошибку.

В своём удивительно дискомфортном и в то же время гипнотическом научно-фантастическом триллере мастер «наблюдательного» кино Джонатан Глейзер вольно трактует роман Мишеля Фейбера. С одной стороны, в историю загадочной инопланетянки режиссёр закладывает профеминистский мотив: женщина, оказавшаяся в опасном патриархальном обществе, сама представляет угрозу для мужчин, а не наоборот. С другой стороны, Глейзер разворачивает перед зрителем своеобразную притчу о теле и душе. Постановщик увлечённо изучает вопрос «Что определяет человека как личность?» и не даёт однозначных ответов. Лишь намекает, что внутренний мир гораздо важнее внешности. Так считают и сами инопланетяне, вкушающие, так сказать, пищу «духовную» и пренебрегающие оболочкой. Впрочем, если с родом человеческим, по меркам пришельцев, всё довольно безнадёжно, то посланники иных цивилизаций, напротив, способны к сопереживанию и отзывчивости — было бы желание. Вроде бы безразличная героиня Скарлетт Йоханссон, по инерции поглощающая чужие жизни, с ужасом обнаруживает у себя зачатки эмпатии, когда встречает такого же изгоя, как она сама. Глейзер создаёт тревожно-медитативный видеоарт, где оммажи «2001 году: Космической одиссее» Кубрика смешиваются с отсылками к «Человеку-слону» Линча. «Побудь в моей шкуре» — один из самых странных и пугающих сай-фай-проектов, высасывающих из аудитории радость. Если понять, что хотел сказать автор, не удастся, то испытать колоссальное нервное напряжение наверняка получится.


«Нет», режиссёр Джордан Пил, 2022

Кадр из фильма «Нет», Universal Pictures

После смерти отца (мужчину убила упавшая с неба монетка) брат с сестрой, О Джей (Дэниэл Калуя) и Эмеральд (Кеке Палмер), унаследовали небольшое ранчо в Южной Калифорнии и семейную компанию Haywood Hollywood Horses, предоставляющую лошадей для съёмок в Голливуде. Герои пытаются наладить свою жизнь и сделать бизнес более прибыльным, однако их дела идут из рук вон плохо. Однажды О Джей и Эмеральд замечают в небе странное облако, которое оказывается гигантской летающей тарелкой. НЛО брат с сестрой нарекают «соусницей» и ставят перед собой цель запечатлеть пришельца на камеру. Беда в том, что инопланетное существо открывает охоту на землян.

Научно-фантастический хоррор «Нет» Джордана Пила — один из самых недооценённых сай-фай-проектов последних лет. Американский режиссёр, встряхнувший киноиндустрию социальными фильмами ужасов («Прочь», «Мы») о наболевшем — повсеместных расизме и эксплуатации, вновь замаскировал под мифический сюжет актуальную проблематику. Итак, на первый взгляд в довольно масштабном «Нет» кинематографист шлёт тёплый привет наследию Спилберга — «Близким контактам третьей степени» и «Челюстям». Да и об антураже классических вестернов Пил не забывает: камера то и дело охватывает пустынные долины, небольшое ранчо и тематический ковбойский парк. Казалось бы, режиссёр предлагает зрителю погрузиться в ностальгическую историю о столкновении человека с неизвестным, и дело с концом. Однако Джордан Пил не только знакомит аудиторию с максимально нестандартным образом НЛО (летающая тарелка напоминает облако или гигантскую губку), но также представляет болезненную и, бесспорно, личную сатиру на варварское устройство Голливуда. К примеру, автор обличает эксплуатацию животных на съёмочной площадке (чудовищный эпизод с обезьянкой по кличке Горди), изобретательно пародирует телешоу 90-х, задумывается о цене «зрелищности» и о том, как далеко кинематографист готов зайти, чтобы добиться крышесносного эффекта и проснуться знаменитым. Сюжет о фатальной охоте оператора за сенсационным кадром с НЛО идеально иллюстрирует одержимость людей минутой славы.

Джордан Пил не забывает поговорить и о проблеме вайтвошинга в визуальных искусствах. Главные герои негодуют, почему темнокожий наездник с «ожившей» картотеки «Салли Гарднер в галопе» (1878), повлиявшей на становление кинематографа ещё до революционного «Прибытия поезда» (1895), не вошёл в историю. Брат с сестрой, О Джей и Эмеральд, потомки того самого жокея, чьё имя даже не удосужились указать в титрах, сетуют на привилегии «белых людей», превращая последнюю работу Пила в социальное высказывание. Сай-фай-хоррор «Нет», скорее обращённый к киношникам, чем к широкому кругу зрителей, покоряет и неожиданной аркой пришельца. НЛО, созданное Джорданом Пилом, — не просто нависшая над человечеством угроза, а нечто более сложное. Фанаты режиссёра до сих пор строят теории о происхождении существа и его миссии на Земле. Самая популярная гипотеза: летающая тарелка — небесный ангел, забирающий лишь тех, кто пал жертвой «отца всех грехов» — гордыни. Неслучайно фильм открывается цитатой из книги пророка Наума: «Грязью тебя забросаю и, опозорив, выставлю всем напоказ». Ещё одна любопытная теория гласит: неизвестное существо с незапамятных времён обитает в калифорнийской долине, а люди — гости и чужаки в его обширных владениях. Пожалуй, зрительское исследование загадочного происхождения летающего объекта и его мотивов — самая интересная часть монументального «Нет».


«Аннигиляция», режиссёр Алекс Гарленд, 2018

Кадр из фильма «Аннигиляция», Netflix

На Землю падает небольшой метеорит и врезается в маяк. В результате инцидента образуется аномальная «мерцающая» зона, которая распространяется на ближайшие территории. Бывшая военная и профессор биологии Лина (Натали Портман) уже год не может прийти в себя после смерти супруга Кейна (Оскар Айзек). Вместе с группой других военных муж героини отправился исследовать странное явление, прозванное «Сиянием», и бесследно исчез. Но, когда Лина перестала ждать Кейна, тот внезапно объявился и оказался единственным уцелевшим из всей экспедиции. Биолог присоединяется к команде женщин-учёных и вместе с ними переступает порог аномальной зоны. Лина надеется разобраться в катаклизмах таинственного места, но цена правды может быть слишком высока.

Психоделическая «Аннигиляция» Алекса Гарленда по праву считается одним из самых запутанных и любопытных сай-фаев современности. Картина, изящно объединяющая научный аспект с фантазийной метафоричностью, представляет собой вольное прочтение романа Джеффа ВандерМеера. Многослойность и аллегоричность фильма поразили и в то же время напугали исполнительного продюсера «Аннигиляции» Дэвида Эллисона. Тот потребовал от Гарленда преподнести мрачную историю о потере и последствиях травмы в ином ключе, дабы не шокировать широкую аудиторию беспросветной интонацией. Заручившись поддержкой другого продюсера фильма, Скотта Рудина, режиссёр наотрез отказался подстраиваться под чужие требования и менять замысел картины. В итоге вместо широкого проката премьера сай-фая с Натали Портман состоялась сразу на стриминге Netflix. И всё равно «Аннигиляция» оказалась достаточно нишевым удовольствием и к нынешнему культовому статусу пришла через отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие зрителей.

В своём тихом шедевре Гарленд обратился к болезненным темам проживания утраты и одиночества. Психоанализ кинематографист по привычке совместил с научной фантастикой. Сюжет об отчаявшейся девушке-биологе Лине, которая вместе с компанией женщин-учёных отправляется в аномальную зону «Сияние», предполагает множество трактовок. Космическая сущность, напоминающая разрастающуюся раковую опухоль, может быть воплощением всепоглощающего горя главной героини. Или же гигантский пузырь, внутри которого люди испытывают галлюцинации и сталкиваются с собственными страхами, — жуткое олицетворение инопланетного вторжения? А может, Гарленд и вовсе вложил в картину библейские мотивы и всё, что происходит с учёными, — это путешествие из земного ада в рай или наоборот? Нет единого объяснения творящейся на экране дичи, но блуждать по скрытым смыслам фильма — невероятно увлекательный процесс.


«Созвездие», шоураннер Питер Харнесс, 2024

Кадр из сериала «Созвездие», Apple TV+

Астронавт Джо (Нуми Рапас) проходит миссию на Международной космической станции. Связь со своей семьёй, мужем Магнусом (Джеймс Д’Арси) и дочерью Элис (Давина Колман), женщина поддерживает по видеосвязи и мечтает о скором возвращении домой. Очередной созвон Джо с ребёнком внезапно прерывается. В космическую станцию врезается неопознанный объект, и происходит чудовищная авария. Один из астронавтов погибает, а другие члены экипажа срочно эвакуируются. Вслед за ними на Землю возвращается и Джо. Прибыв домой, космонавтка обнаруживает, что близкие выглядят несколько иначе, а окружающая женщину действительность кажется ей чужеродной.

Стриминговая платформа Apple TV+ славится своими визионерскими научно-фантастическими фильмами и сериалами. Так, за 2023 год американский сервис выпустил целых четыре оригинальных сай-фай-проекта. Ретрофутуристическая драма «Ногти» рассказывала об альтернативной реальности, где специальная технология определяет совместимость людей по ногтевой пластине. Сериал-антология «Экстраполяции», разворачивающийся в 2037 году, пугал последствиями необратимых изменений климата, а дистопия «Укрытие» рисовала угрожающие очертания жизни в подземном бункере. Сатира «Здравствуй, будущее!» выглядела самым безобидным сай-фаем из предложенных и повествовала о дальновидном коммерсанте, который успешно втюхивал клиентам дома на Луне. Научно-фантастический мини-сериал «Созвездие», стартовавший на Apple TV+ в конце февраля, взялся за редкую тему ПТСР у вернувшихся на Землю космонавтов. То, что астронавты, завершившие миссию на МКС, сталкиваются с дезориентацией в пространстве и фрустрацией, давно не секрет, но мало кто размышлял об этой проблеме в кино.

Шоураннер Питер Харнесс, работавший над «Доктором Кто», поместил в центр истории женщину-космонавта, которая сомневается в собственном рассудке после аварии на орбитальной станции. На протяжении сериала астронавтка Джо пытается разобраться — действительно ли встреча с необъяснимым возможна или же она просто страдает галлюцинациями. Авторы сериала совмещают элементы психоанализа с парадоксами квантовой физики. Получается не революционно, но интересно. Параллельные реальности и временные коллапсы создатели шоу противопоставляют прогрессирующему нервному срыву героини. Для зрителей, фанатеющих по сай-фаю, «Созвездие» точно не станет откровением. Более того, проект периодически заходит на территорию «Тьмы», «Очень странных дел» и той же «Аннигиляции», из-за чего возникает эффект дежавю. Однако сериал спасают блестящая игра шведки Нуми Рапас («Миллениум») и нелинейный сценарий в стиле «Расёмона»: трагические события, произошедшие на МКС, рассматриваются с разных точек зрения. В «Созвездии» также нашлось место международным заговорам и сильной линии отношений матери с дочерью. Шоу стартует как «Гравитация», а по итогу оборачивается симбиозом «Проксимы» и, неожиданно, «Донни Дарко». Сериал, конечно, не совершает прорыв в жанре научной фантастики, но всем неравнодушным к теории бесконечности Вселенной его посмотреть точно стоит.


«Рассказы из Петли», шоураннер Натаниэль Халперн, 2020

Кадр из сериала «Рассказы из Петли», Prime Video

Под городком Мерсер в штате Огайо располагается научно-исследовательский институт «Петля». Сотрудники закрытого учреждения занимаются раскрытием тайн Вселенной. Вот только эксперименты учёных кардинально меняют жизни обитателей Мерсера, но в особенности отражаются на судьбах близких мужчины, основавшего «Петлю».

Ламповый и ностальгический сай-фай-сериал «Рассказы из Петли» вдохновлён артбуком шведского гения ретрофутуризма Симона Сталенхага. Главное отличие этого проекта, созданного Натаниэлем Халперном («Легион»), заключается в нетипичном подходе к жанру: здесь на первый план выходят не чудеса технического прогресса, путешествия во времени и пространстве, эволюция искусственного интеллекта и достижения роботов, а человеческие судьбы. Создатели сериала не удосуживаются объяснить, как работают футуристические гаджеты и в чём вообще заключается парадокс научного городка, будто сошедшего со страниц произведений Кира Булычёва и братьев Стругацких. Хрупкость и чувствительность героев, которые переживают разного рода потрясения, — то, что действительно заботит шоураннеров.

Эпизод сериала под названием «Петля» посвящён истории женщины, которая похитила магический камень из ускорителя частиц и спровоцировала временной коллапс. Героиня испарилась из настоящего, а её дочь встретила себя из будущего. В серии «Транспонирование» старшеклассники решили испытать причудливый аппарат и поменялись телами. В «Стазисе» девушке удалось остановить время, а в «Эхосфере» внук осознал, что его дедушка скоро скончается, потому что пожилой мужчина перестал слышать эхо своего голоса в сферическом резервуаре. В «Контроле» гиперопекающий отец семейства приставил к жене и дочери робота-защитника со всеми вытекающими последствиями. В «Параллели» мужчина починил трактор-портал и попал в альтернативную реальность, где столкнулся с счастливым и любимым собой. Над двумя финальными эпизодами работали настоящие звёзды кино. «Врагов», рассказывающих о парне, брошенном друзьями на необитаемом острове, поставил популярный хоррормейкер Тай Уэст (слэшер-трилогия «Х»), а «Дом», где мальчик совершает временной прыжок на десятилетия вперёд, сняла Джоди Фостер.

«Рассказы из Петли» — калейдоскоп притч о простых человеческих желаниях и надеждах. Медитативный сериал оглядывается на эстетику «Секретных материалов», «Очень странных дел» и «Твин Пикса». Вместе с героями зритель бороздит разные уголки фантастической вселенной, перемещается из 50-х в 70-е, затем оказывается в 90-х и далёком будущем, но любая эпоха на экране очень условна. Это просто уютное путешествие по чему-то до боли знакомому и родному, которое оставляет после себя приятное послевкусие.

Читайте также
Плешивый профессор во снах и ковбои в погоне за НЛО: 10 отличных фильмов с диким сюжетом
Действительно оригинальные картины, которые нарушают любые каноны.
Сериалы февраля-24: гид Татьяны Алёшичевой
Космос, мода и шпионаж.
Нелюбовь: 5 романтических фильмов, которые устарели
Новый взгляд на популярные картины, где под любовью подаются абьюзивные отношения.
В лиге справедливости: 5 фильмов о громких расследованиях
Вспоминаем 5 фильмов о расследованиях, повлиявших на систему юриспруденции.
Сериалы января-24: гид Татьяны Алёшичевой
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего дет...
Также рекомендуем
Мария Ракитина про работы Ари Астера, Дэвида Кроненберга и Фрэнсиса Форда Копполы.
В качестве бонуса — подборка из пяти образцовых представителей поджанра.
Хиты в жанре ужасов, высоко оценённые на международных смотрах.
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.
Мария Ракитина про работы Ари Астера, Дэвида Кроненберга и Фрэнсиса Форда Копполы.
В качестве бонуса — подборка из пяти образцовых представителей поджанра.
Хиты в жанре ужасов, высоко оценённые на международных смотрах.
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.

Последние новости

Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00