«Дети моря»: великая психоаналитическая красота

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Дети моря». Психоделический трип по волнам семейных и социальных ценностей совершил Тимур Алиев.

Фильм не оставляет времени на раскачку. С первых же минут — резкий монтаж и сменяющие друг друга фрагменты то ли реальности, то ли воспоминаний главной героини, юной девочки по имени Рука. Пока отец целыми днями трудится в океанариуме, Рука предоставлена сама себе: бродит по пляжу, общается с папиными коллегами, играет в гандбол, купается в океане и ищет простого человеческого тепла, которого не найти дома. В океанариуме девочка встречает странноватого юношу Уми, который, кажется, обладает сверхъестественными способностями. Или сверхъестественной биографией: он и его старший брат Сору выросли в океане, вдали от человеческой цивилизации. Аквариумы вокруг — что ностальгическая модель дома. Ватанабэ встраивает в повествование сцены из дикой природы: вот тысячи ракушек на дне морском; вот обитатели морских глубин рождаются и умирают, не зная тепла Солнца; вот кит, без какой-либо видимой причины выбросившийся на берег (тайну необычного поведения морских животных по всему миру Рука и берётся разгадать).

Кадр из фильма «Дети моря», реж. А. Ватанабэ, 2019 г

Параллельно с визуальными красотами создатели не забывают об актуальных темах, добавляя сюда и экологию, и взаимоотношения человека и природы в целом (вопросы, которые поднимаются, например, во многих аниме Хаяо Миядзаки). Отталкиваясь от различных идей происхождения жизни на Земле, Ватанабэ вкладывает в уста своих персонажей размышления о ценности жизни. Разбираться в не всегда простых монологах Сору не сложно, но (или поэтому) всегда увлекательно. От жизни мы неотвратимо следуем к смерти; пока океанологи и коллеги отца Руки пытаются разобраться в аномальном поведении морских обитателей, девочку всё больше тянет к необычным мальчикам. Природа притяжения, впрочем, не поясняется: может, во всём виноваты гормоны, а может, это неведомая связь с потусторонними силами, ответственными за создание всего сущего на Земле (да, Ватанабэ действительно упоминает, хоть и вскользь, что жизнь на планете появилась благодаря прибытию инопланетян).

В середине фильма режиссёр ставит жирную точку невозврата: линейное повествование разбивается чистой метафизикой. Кажется, что мы попадаем в аниме-вселенную сериала «Легион», но всё, конечно, несколько проще. История концентрируется на злосчастном метеорите, который оказывается связан с Уми, Сорой и даже Рукой, вот только последней приходится серьёзно покопаться в воспоминаниях и пройти психоделический морской путь к осознанию этого факта. Нечто похожее происходит с героями Макото Синкая в его аниме «За облаками», разве что вместо метеорита там башня исполинских размеров, которую сооружает СССР на острове Хоккайдо. Аюму Ватанабэ обращается к образной памяти человечества через призму детского восприятия, используя для этого саундтрек Дзё Хисаиси — знаменитого японского композитора, работавшего также над культовыми аниме Хаяо Миадзаки («Унесённые призраками», «Ходячий замок», «Мой сосед Тоторо» и др.).

Впрочем, логичного объяснения произошедшего зрителю всё равно не дождаться. Тем не менее, «Дети моря» — одно из самых запоминающихся анимационных кинопроизведений как минимум этого года.


Читайте также
Вечное возвращение: в прокате «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена
На российские экраны выходит залежавшийся на голливудских полках фильм Вуди Аллена с уже открестившимися от режиссёра Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ро...
С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского
В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фил...
«Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
«К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу...
«Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
«Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры...
Также рекомендуем
На канале CBS (в России — на more.tv) выходит сериал «Кларисса», где агент Старлинг больш...
Гордей Петрик посмотрел новый хит режиссёра «Последних джедаев» и «Петли времени» Райана Джонсона. Правая идея по&n...
Netflix расширяет географию: летом на стриминговой платформе вышло сразу три примечательных произведения, с...
На канале CBS (в России — на more.tv) выходит сериал «Кларисса», где агент Старлинг больш...
Гордей Петрик посмотрел новый хит режиссёра «Последних джедаев» и «Петли времени» Райана Джонсона. Правая идея по&n...
Netflix расширяет географию: летом на стриминговой платформе вышло сразу три примечательных произведения, с...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00