«Город астероидов»: ода Уэса Андерсона о современном мире

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

«Город астероидов», реж. Уэс Андерсон, 2023

Три фильма-хедлайнера 76-го Каннского кинофестиваля — это «Индиана Джонс и колесо судьбы» Джеймса Мэнголда, «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе и «Город астероидов» Уэса Андерсона. Соперничать с ними по интересу публики может только мероприятие «Свидание с Квентином Тарантино», которое состоится сегодня и продлится три часа. Однако сосредоточимся на фильме Андерсона «Город астероидов» (Asteroid City), премьера которого состоялась только вчера вечером.

В «Городе астероидов» сам автор не позволяет упустить смысл. С самого начала он даёт понять, что проводит границу между реальным и нереальным, между жизнью и искусством. С одной стороны, зрителям рассказывается о том, что Города астероидов не существует и все совпадения случайны, с другой, ведущий, модератор, диктор (называйте как хотите) — в этой роли Брайан Крэнстон — тут же представляет автора (Эдвард Нортон), режиссёра (Эдриан Броуди), героев, членов съёмочной группы — так драматург читает вслух пьесу, подробно делая остановку на пункте «Действующие лица». И тут становится понятно, что создателей истории про Город астероидов от него самого отделяет совсем уж призрачная стена, и в течение фильма обитатели города будут несколько раз пересекать этот рубеж — оказываться среди авторов и наоборот. Миры разделены на чёрно-белый и цветной, что придаёт картине ещё больше стильности. Авторы, разумеется, работают, в чёрно-белом, а всё происходящее в Городе астероидов раскрашено в пастельные оттенки, среди которых преобладают бежевый, коричневый, зелёный, голубой и терракотовый.

Кадр из фильма «Город астероидов», реж. Уэс Андерсон, 2023

В середине прошлого века, аккурат в 50-е годы, в некий Город астероидов заезжает семья. Папа Оги Стинбек (Джейсон Шварцман) и четверо детей. Старший сын Вудроу и три девочки, Кассандра, Пандора и Андромеда. Когда они заходят в кафе, местная официантка обращается к малышкам: «Что будут есть и пить три принцессы?» Девочки возмущённо отвечают ей, что они-то уж никак не принцессы. Одна из них — смесь феи и ведьмы, другая — инопланетянка, а третья — вообще вампир. Сын — закомплексованный парень, вундеркинд, который стесняется собственной тени. А папа — военный фотограф. Заехали они в город неслучайно. С одной стороны, папа привёз сына на Слёт вундеркиндов — в Городе астероидов когда-то «приземлился» метеорит, с тех пор в него приезжают учёные, учащиеся и… военные.

Вторая причина — сломалась машина. И местный механик, ставя диагноз транспортному средству, говорит, что есть два способа его починить. Он пробует первый, но внезапно из машины вылетает никому не понятная деталь, которая горит, вертится и искрится, и специалист удивлённо поднимает бровь — кажется, нужен третий способ.

Вот в этом и вся суть картины — третий способ: неожиданные странности, непредвиденные ситуации и пути выхода из них, как для отдельно взятых людей, так и для всего мира.

Кадр из фильма «Город астероидов», реж. Уэс Андерсон, 2023

В Город астероидов начинают съезжаться школьники и их родители. Встречи, празднования, образовательная программа и соревнование. В роли главного астронома города — Тильда Суинтон, учительницу играет Майя Хоук. А военного генерала, который всем заправляет и руководит действом, — Джеффри Райт. Вундеркинд — сын фотографа — борется с другими детьми за почётное звание Белого карлика (White Dwarf) — такова главная награда, как вдруг появляется ещё один «третий способ» — на местности замечено присутствие инопланетного существа (самая лучшая сцена в фильме, оказывающая завораживающий эффект и на его героев, и на зрителей, но не будем спойлерить), после чего Город астероидов срочно закрывают на карантин, и все оказываются в нём заперты.

Несколько раз герои этой истории будут «бегать за границу» к авторам, советуясь, что им делать, и возвращаться обратно. Особенно фотограф — ведь у него сложатся отношения с мамой одной из девочек Мидж Кэмпбелл — её играет Скарлетт Йоханссон. Блистательные диалоги прямо просятся, чтобы приводить их целиком. Например, героиня Йоханссон — актриса — спрашивает фотографа, хотел бы тот снять её обнажённой. Он молчит, а потом поясняет ей, что ответил «да», но его рот при этом был закрыт.

Кадр из фильма «Город астероидов», реж. Уэс Андерсон, 2023

Кроме отношений личных, а все они так или иначе приобретают мистические оттенки, режиссёр — и Броуди, и Андерсон — выходит на темы общемировые. Обо всём сказано в этом фильме: и про пандемию (отсюда карантин), и про войны (отсюда военные и испытания атомной бомбы, которые в Городе астероидов — привычное явление), и про политику (сам президент следит за происходящим и посылает депеши, скажем, о том, что он гневается), и про науку... Но самое главное — про космос. Да, «Город астероидов» — это не тот фильм, о котором мечтали Том Круз с Илоном Маском, и не тот, что снял Клим Шипенко. Но это — самая космическая картина из всех возможных в наше время. Именно потому, что в ней говорится не только об отношениях между родственниками и малознакомыми людьми, но и о месте человека во Вселенной, кем бы он ни был — механиком, режиссёром, солдатом или продавцом. При этом всё рассказанное в фильме одинаково понятно как взрослым, так и детям. Особенно ключевая фраза «Ты не проснёшься, если ты не спишь», которую произносят все герои в кульминационный момент картины. Не спать означает замечать сегодняшний мир таким, какой он есть, не закрывая глаза на всё, что происходит.

И ещё стоит не спать тогда, когда случаются вещи, похожие на сон. Так в авторской чёрно-белой реальности главному герою-фотографу удаётся поговорить с женой, которая умерла (в этой роли — Марго Робби). И вот тут она ему подскажет, как себя вести, и не нужно бежать и советоваться с режиссёром.

Читайте также
«Быть Сальвадором Дали»: полное непостоянство памяти
Байопик о легендарном художнике в кино с 25 мая.
Зло в твоей постели: удушливый детектив «Мёрзлая земля» с Ходченковой
Ледяная драма о женщине, которой по силам и торт испечь, и преступление раскрыть.
«Форсаж 10»: Ещё одна последняя гонка
Доминик Торетто вновь собирает всю семью.
«Охота»: южнокорейский экшен про поиски шпиона
Динамичный триллер от звезды сериала «Игра в кальмара».
«Меньшее зло»: муки выбора
Новая картина Виктора Шамирова.
Также рекомендуем
Берлинский фестиваль впервые в истории открылся мультфильмом, но тем самым (внезапно) только подтвердил статус самого по...
Необычные роли в фильмографии актёра без боевиков и подрывов небоскрёбов
Мария Ракитина рассказывает про главные составляющие творчества режиссёра.
Берлинский фестиваль впервые в истории открылся мультфильмом, но тем самым (внезапно) только подтвердил статус самого по...
Необычные роли в фильмографии актёра без боевиков и подрывов небоскрёбов
Мария Ракитина рассказывает про главные составляющие творчества режиссёра.

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00