По волнам дедовщины: «Снегирь» Бориса Хлебникова — мрачная история о конфликте поколений

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023/Атмосфера кино

В прокат выходит драма «Снегирь» — последнее детище творческого тандема режиссёра Бориса Хлебникова и сценаристки (и режиссёра) Наталии Мещаниновой. Фильм про моряков, работающих на рыболовном траулере, открыл ММКФ-2023 и стал большим событием для индустрии — такого болезненно искреннего и отрезвляющего кино у нас давно не было. В новой совместной картине двух выдающихся кинематографистов, которую снимали в Санкт-Петербурге, Мурманске и Териберке, вновь переплетаются сложные человеческие характеры и красота обыденных вещей. «Снегирь» — не морализаторское кино, оно — созерцательное, а выводы вы сделаете сами. Рассказываем, чем так интересна драма Хлебникова и Мещаниновой.

По сюжету 18-летние студенты питерской мореходки Никита (сын режиссёра Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк) проходят стажировку на видавшем виды рыболовном траулере с нежным погонялом «Снегирь». Ребят на борту встречают совсем не радушно: боцман и ватага, которым навязали практикантов, а отказаться было нельзя, не воспринимают парней всерьёз: те ещё молоды, зелены и наверняка не уважают порядки старших. Никита и Максим, помогая с рыбным промыслом, едва успевают отбиваться от подколов со стороны грубых и неотёсанных моряков, вечно пристающих с вопросом: «Вам чего надо-то в жизни?» — и ржущих над тем, что студент-москвич брезгует варёной морковкой. Напряжение в отношениях стажёров и мужиков нарастает, но шторм всех рассудит: старшие решают смотаться к «норвегам» за крупным уловом и попадают прямо во власть стихии.

Кадр из фильма «Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023/Атмосфера кино

В «Снегире», как в качественной производственной драме, прежде всего преобладает суровый реализм, знакомый нам по другим фильмам Хлебникова — «Долгой счастливой жизни» и «Аритмии». Картина, снятая без романтизации морских приключений, часто сосредотачивается на деталях рыбного промысла — от ловли трески до процесса её разделывания. «Снегирь», во время просмотра которого периодически забываешь, что это не документальное кино, без прикрас показывает жизнь моряков, работающих на траулере, — те днями напролёт, даже в перчатках, натирают новые мозоли, вечерами с большой самоотдачей препарируют улов и крепко выпивают, а в перерывах между делом или во время него насмехаются над неумелыми салагами из мореходки. От подробного описания ежедневного труда рыбных дел мастеров может начать мутить, как во время морской болезни, но и это пройдёт: впереди вас ждёт и битва человека с бушующей стихией, и серьёзная история о муках выбора.


Взяв за основу для фильма роман Георгия Владимова «Три минуты молчания» 1969 года, в котором Сенька Шалый бороздит моря ради приличного заработка, а в итоге в последнем рейсе обретает смысл жизни, Наталия Мещанинова сильно перекроила роман-первоисточник в своём сценарии. Сохранив неприглядную бытовуху рыбного промысла со всеми его потрохами и крутой нрав бывалых морских волков, историю о поиске себя она превратила в острую, как клыки зубатки, с которой члены экипажа запирают стажёра Никиту в душе, и ледяную, как северный ветер, драму о конфликте поколений.


Легкомысленных студентов, ещё не видевших жизни и «по приколу» оказавшихся на траулере «Снегирь» (в произведении Владимова его кличут «Скакуном»), Хлебников и Мещанинова противопоставляют жёстким мужикам, которые с морем не шутят. Первые расценивают пребывание на рыболовном судне как экстремальное приключение, впечатлениями о котором можно будет поделиться в блоге; для вторых, как и для героев «Трёх минут молчания», это дело всей жизни и привычный эскапизм от реальных проблем вроде отсутствия взаимопонимания в отношениях с близкими — старая добрая команда всё-таки принимает тебя таким, какой есть, со всеми дурацкими шутками и неумением выражать чувства.

Кадр из фильма «Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023/Атмосфера кино

Столкновение бунтарского духа и дедовщины в основном выражено в противостоянии Никиты (Макар Хлебников) и местного шута Юрика (Тимофей Трибунцев) с чисто маскулинным чувством юмора. Если батя экипажа «Снегиря» Геннадий (Александр Робак) сначала цепляется к парню, грозно вопрошая: «Ты нахрена вообще в море выперся?» — а в одной из сцен по-отечески хлопает того по плечу, мол, всё будет хорошо, хотя сам не может найти общий язык с дочерьми-подростками, то другой моряк с кривой ухмылкой издевается над практикантом по полной программе: инициирует травмоопасную встречу с зубаткой и при всех лупит того рыбой в трюме, доводя до слёз. Никита чувствует себя абсолютно чужим на траулере, в то время как его друг Максим постепенно из салаги становится своим. Недопонимание между стажёрами, которых вся команда называет «асисяями», и матёрыми моряками в основном заключается в полярности жизненных целей. Если парни хотят увидеть мир (тот же Никита грезит о Таиланде), то для экипажа «Снегиря» весь мир — это корабль. В «Кислоте» Горчилина иронично предлагают судить о молодом поколении по фразе «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?», а в фильме Хлебникова какие-либо попытки упрекнуть парней, например, в чувстве превосходства над старшими из-за прогрессивных взглядов отсутствуют: у них своя правда, у моряков — своя, и ничего не попишешь. Уроки из несчастного плавания всё равно не вынесут ни те, ни другие.

Помимо очевидного конфликта поколений, который, как и всепоглощающая рыбная вонь, витает в воздухе на протяжении всего фильма, в своём тяжеловесном кино Хлебников обращается и к неоднозначности человеческой природы. Режиссёра интересует, делает ли героизм вас хорошим человеком и можно ли благодаря проявленному мужеству искупить прошлые, а заодно и будущие грехи. Хлебников пытается понять, где та точка невозврата, в которой нравственность сменяется аморальностью, и в своих изысканиях он, увы, приходит к беспросветным выводам. Мужчины в «Снегире», вопреки циничному афоризму из «12 стульев» «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», бросаются выручать норвежцев, корабль которых вот-вот пойдёт ко дну. Но только персонажи в кино Хлебникова — далеко не святые, из человеколюбия спасающие тонущих моряков, а простые смертные, которыми в любой момент могут овладеть трусость и страх перед ответственностью за свои действия, аннулирующие вчерашний героизм, что и происходит в драме, написанной Наталией Мещаниновой. Разница между врачом скорой помощи Олегом из «Аритмии» и экипажем «Снегиря» — поразительная. Если медик совершает тихий подвиг каждый день, то для моряков героизм — это скорее разовая акция, ни в коем случае не характеризующая их как добрых людей.

Кадр из фильма «Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023/Атмосфера кино

«Снегирь» изначально преподносился как фильм-катастрофа. Реалистично снятый шторм, будто сошедший со страниц «Трёх минут молчания» и не щадящий ни праведников, ни грешников, действительно становится испытанием как для экипажа ржавого и хлипкого на первый взгляд траулера, так и для зрителя. Но для моряков капризы стихии — дело привычное: они и не из таких бурь выходили мокрыми насквозь, но живыми. Катастрофа в картине кроется в коллективной безответственности. Главной проверкой на прочность, а точнее, на внутреннее достоинство, в кино Хлебникова и Мещаниновой стала вовсе не жестокая буря, как в том же «Идеальном шторме» 2000 года или «Семь волн тому назад» 1957-го, и не выбор, помогать норвежцам или оставить их на произвол судьбы, а решение, которое героям предстоит принять в самом конце, подводя итог морским скитаниям. Идти ли на сделку с совестью — центральная моральная дилемма «Снегиря», которая разрешается самым неблагоприятным образом.

«Снегирь» — кино, оставляющее серьёзный отпечаток. Горькая и правдивая камерная драма, во время просмотра которой сердце сжимается даже у самого беспристрастного зрителя, ставит ребром три риторических вопроса — «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» — и настаивает на том, что всем нам необходимо беречь свою человечность в любых обстоятельствах.

Читайте также
«Стоп-слово»: игра в доминацию
Камерный триллер от режиссёра-дебютанта.
«Переводчик»: суровая мужская история от Гая Ричи
Крепкая история о суровом периоде.
«Город астероидов»: ода Уэса Андерсона о современном мире
Рецензия с 76-го Каннского кинофестиваля.
«Быть Сальвадором Дали»: полное непостоянство памяти
Байопик о легендарном художнике в кино с 25 мая.
Зло в твоей постели: удушливый детектив «Мёрзлая земля» с Ходченковой
Ледяная драма о женщине, которой по силам и торт испечь, и преступление раскрыть.
«Форсаж 10»: Ещё одна последняя гонка
Доминик Торетто вновь собирает всю семью.
Также рекомендуем
Телеканал КИНОТВ посетил съёмки нового фильма режиссёра «Аритмии» Бориса Хлебникова — киноадаптации одноимён...
Борис Хлебников/фото взято с сайта www.kino-teatr.ru8 июня в прокат выходит драма «Снегирь» Бориса Хлебникова — вол...
Актёр из «Пингвинов моей мамы» — о взрослении на съёмочной площадке, любимых фильмах и мечте сыграть у Кантемира Балагов...
Телеканал КИНОТВ посетил съёмки нового фильма режиссёра «Аритмии» Бориса Хлебникова — киноадаптации одноимён...
Борис Хлебников/фото взято с сайта www.kino-teatr.ru8 июня в прокат выходит драма «Снегирь» Бориса Хлебникова — вол...
Актёр из «Пингвинов моей мамы» — о взрослении на съёмочной площадке, любимых фильмах и мечте сыграть у Кантемира Балагов...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00