«Портрет девушки в огне»: женский взгляд как самоцель

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокат выходит «Портрет девушки в огне». Удалось ли режиссёру Селин Сьямма подать наконец женское как общечеловеческое, универсальное, разбирается Зинаида Пронченко.

«Портрет девушки в огне» — четвёртая картина Селин Сьямма, уже с короткометражек пытавшейся заявить женское как общечеловеческое, пожалуй, самый уязвимый фильм в кинорепертуаре этого сезона. Мало того, что однополая любовь — тема в России табуированная, так и напрямую связанная с ней борьба за гендерное равноправие — сюжет в современной отечественной культуре по-прежнему нишевый. Женщин теперь принято хотя бы жалеть, но жалость по умолчанию предполагает снисхождение, а не искомый паритет.

Однако главная проблема удостоенного приза за лучший сценарий в Каннах (говорят, это расстроило и даже оскорбило автора) «Портрета девушки в огне» всё же находится внутри, а не вовне, в поле сугубо художественном. Буквально реализованный Сьямма female gaze из заданного условия для решения более сложного уравнения (тут вроде снимается кино, а не только пишется история феминизма) превратился в самоцель. Большинство вопросов художника к городу и миру — риторические, это такая игра в поддавки и хождение по кругу. Всё, на что смотрит женщина, угодно Богу. Особенно если смотрит она на товарку по патриархальному несчастью.

Бретань, галантный XVIII век дышит на ладан. В изрядно потрёпанном семи ветрами родовом поместье томится в ожидании Абеляра Элоиза (Адель Энель — очевидный мискаст, у этой актрисы, недавно названной Годаром в интервью для «Кайе» лучшей в своём поколении, масса достоинств, однако невинная дикарка — совсем не её амплуа). Молодая девушка в огне, недавно освободившаяся из монастыря, увы, лишь затем, чтобы заключить свою юность и красоту в другие казематы — брака по расчёту (впрочем, по любви никто тогда и не сочетался). Пламя тут — совсем не телесный зуд: маскулинный взгляд на эмансипацию а-ля Абделатиф Кешиш, с удовольствием выставлявший женщину сосудом похоти в своих эгоистичных сексуальных целях в «Жизни Адели», Сьямма глубоко противен. Элоизе не позволено быть в этом мире, только являться: сначала чьей-то дочерью, потом супругой, затем матерью. В отрыве от установленной иерархии и нарратива Элоизы не существует. Поэтому гори оно всё синим пламенем. Её старшая сестра уже покончила с собой, вот и Элоиза сопротивляется судьбе подручными средствами: ни в какую не хочет позировать приглашённому художнику. Портрет же необходим для сватовства. Если общество не видит в женщине человека и отказывает ей в индивидуальности, зачем тогда оно пытается всмотреться в черты её лица?

Запечатлеть настоящую Элоизу удастся Марианне (Ноэми Мерлан), вслед за отцом взявшейся за кисть, столичной штучке, для которой свобода есть осознанная необходимость, а не остаточный рефлекс.

Кадр из фильма «Портрет девушки в огне», реж. С. Сьямма, 2019 г.

Содружество, разумеется, эволюционирует в совокупление, но Сьямма не станет спекулировать на скандальной фактуре, только небритая подмышка Элоизы, пристально зафиксированная камерой, претендует на чистый эротизм — секс тут именно близость, родство душ, обоюдное спасение утопающих. Не зря Атлантический океан — полноценный участник разыгрывающейся драмы: как бы опасны, суровы и холодны ни были его воды, девятый вал накроет героинь на суше. Разлука неизбежна и явится на порог гонцом из Милана, от жениха, жаждущего увидеть суженую. Портрет заколотят в ящик, словно бездыханное тело, и отправят по назначению, скоро за копией последует и оригинал — жить не своей жизнью.

«Портрет девушки в огне» вроде бы намеренно стремится к предельному лаконизму, как бы полному скромного изящества: Сьямма старательно плетёт кружево высококультурных референсов — от живописи малоизвестного Кристиана Готлиба Кранценштайна до набившего оскомину Вивальди. Увы, лаконизм оборачивается эстетикой телеспектакля, идеи превалируют над формой, благие намерения ведут Сьямма в стилистический ад. Артефакты, фигурирующие на экране, вопиюще пошлы, ибо не аутентичны. Понятно, что рубеж веков славен не только Каспаром Давидом Фридрихом или, допустим, Жаком-Луи Давидом (явно вдохновившими Сьямма на определённую колористическую гамму и свет), но история искусств не знает примеров настолько невразумительной и в то же время гиперреалистичной живописи в описываемую эпоху. В этом смысле «Орфей и Эвридика» из книги Овидия, что читают подруги промозглым вечером, — несколько притянутая за уши метафора равенства сердец, более уместный миф о Пигмалионе и Галатее отринут Сьямма как токсичный, служивший тысячелетия дискриминации, неожиданно смотрится провидческой самоиронией. Марианна объясняет менее просвещённым подругам, почему же Орфей обернулся и тем самым уничтожил шанс на хеппи-энд, — искусства ради. Так и Селин Сьямма, совершая трудное и опасное восхождение на олимп женской режиссуры, бросает прощальный взгляд на кинематограф. Идеологии для.

Читайте также
«Зеленее травы»: горит бессмыслицы звезда
Под конец года в российский прокат выходит, пожалуй, самый странный этого года фильм — «Зеленее травы», режиссёрский дебют художниц и актрис Жослин Де...
«Прощание»: ещё один азиатский хит в русском прокате
Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламируют как салат из главных азиатских...
«Дети моря»: великая психоаналитическая красота
С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Дети моря». Психоделический трип по ...
Вечное возвращение: в прокате «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена
На российские экраны выходит залежавшийся на голливудских полках фильм Вуди Аллена с уже открестившимися от режиссёра Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ро...
С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского
В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фил...
«Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
Также рекомендуем
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в&nbs...
Алексей Васильев рассказывает о новом фильме одного из важнейших французских режиссёров и поминает Корнея...
В российском прокате новейший марвеловский фильм, в центре сюжета которого супергерой а...
В 1985 году была основана легендарная студия Ghibli, больше трёх десятилетий радующая поклонников аниме по все...
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в&nbs...
Алексей Васильев рассказывает о новом фильме одного из важнейших французских режиссёров и поминает Корнея...
В российском прокате новейший марвеловский фильм, в центре сюжета которого супергерой а...
В 1985 году была основана легендарная студия Ghibli, больше трёх десятилетий радующая поклонников аниме по все...

Последние новости

Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
Логан выпускает когти на новых кадрах «Дэдпула и Росомахи»
А Хью Джекман рассказал о своём возвращении к роли супергероя.
«Шугар»: секреты Лос-Анджелеса
Стильный нуар про частного детектива-синефила с Колином Фарреллом.
Кевин Дюран присмотрелся к ремейку «Голого пистолета»
Пол Уолтер Хаузер также примет участие в проекте.
00:00