Комедия Гайдая, драма со звездой «Гарри Поттера»: лучшие экранизации произведений Булгакова

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Записки юного врача», BBC Worldwide

Тексты Михаила Булгакова, написанные почти столетие назад, не просто сохраняют свою актуальность, а становятся только злободневней. Писатель, столкнувшийся с советским режимом, партийной цензурой и заискиванием перед властью коллег, отражал личный опыт в собственных произведениях. И неудивительно, что его романы, повести и пьесы экранизируются с завидной регулярностью по сей день. В честь выхода фильма «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина кинокритик Елена Зархина рассказывает про самые интересные экранизации произведений автора.

«Бег», реж. Александр Алов и Владимир Наумов, 1970

Кадр из фильма «Бег», «Мосфильм»

Не первая (несколькими годами ранее вышел югославский фильм Здравко Шотры) и не последняя (годом позже вышла французская теледрама Филиппа Жюлиа) экранизация сразу нескольких произведений Булгакова: пьесы «Бег», дебютного романа «Белая гвардия» и оперного либретто «Чёрное море».

События фильма разворачиваются в 1920-е — на закате Гражданской войны и в самый пик севастопольской эвакуации белогвардейцев, вызванной наступлением Красной армии. В этом кипящем котле оказываются герои разного жизненного опыта и классовой принадлежности. Все они сталкиваются с неотвратимостью страшных последствий политической борьбы и установления в стране новой власти.


«Пилат и другие — Фильм на Страстную пятницу», реж. Анджей Вайда, 1971

Кадр из фильма «Пилат и другие — Фильм на Страстную пятницу», Zweites Deutsches Fernsehen

Первая и самая нестандартная экранизация «Мастера и Маргариты». Польский режиссёр Анджей Вайда полностью исключил из своей трактовки произведения московские события романа, сконцентрировавшись исключительно на его «библейской» части. При этом события книги, связанные с Понтием Пилатом и великомучеником Иешуа, разворачивающиеся в новозаветные времена, постановщик перенёс в современность.

Например, Матфей превратился в журналиста, ведущего прямой репортаж с Голгофы. Иуде нет необходимости по-библейски целовать Иешуа, свой донос на него он совершает по телефону-автомату, из которого выпадают 30 сребреников. А свой крестный путь Иешуа проходит роскошными улицами Франкфурта-на-Майне. Нам никогда не узнать, как к такой трактовке своего романа отнёсся бы сам Булгаков, но она как минимум является самой оригинальной.


«Иван Васильевич меняет профессию», реж. Леонид Гайдай, 1973

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», «Мосфильм»

Нет смысла пересказывать заученный наизусть сюжет комедии Леонида Гайдая про Ивана Грозного, случайно перенесённого в советскую Москву столичным учёным с помощью машины времени. Но не все знают, что в основе сценария — пьеса Булгакова «Иван Васильевич», основанная на его же антиутопии «Блаженство». Картина Гайдая повторяет все ключевые водевильные коллизии оригинальной пьесы, внеся в неё незначительные сюжетные дополнения.

Интересно, что «Ивана Васильевича» должны были поставить на сцене Театра сатиры ещё в 1936 году, но советское партийное руководство запретило выход спектакля. Таким образом, при жизни Булгакова это произведение поставлено или экранизировано не было.


«Собачье сердце», реж. Владимир Бортко, 1988

Кадр из фильма «Собачье сердце», «Ленфильм»

Не первая (в 1976 году вышла одноимённая картина итальянца Альберто Латтуады), но самая известная и удачная экранизация этого романа Михаила Булгакова. В центре истории уважаемый столичный профессор Преображенский (Евгений Евстигнеев), который переселяет сознание уличной собаки в тело человека. Эксперимент сенсационный, но неудачный — герой Владимира Толоконникова оказывается не обучаем высоким моральным принципам. Сперва он инстинктивно продолжает охотиться за дворовыми котами, а после пополняет ряды большевиков и становится профессиональным доносчиком.

Представить себе экранизацию этой повести писателя в год её выхода (1925-й) абсолютно невозможно — слишком очевидна была попытка автора высмеять и раскритиковать пришедших после Октябрьской революции к власти людей. Но с наступлением перестройки многие запреты были сняты, и экранизация «Собачьего сердца» увидела свет.

В 2005 году Бортко выпустил ещё одну экранизацию Булгакова — мини-сериал «Мастер и Маргарита» с Александром Галибиным в роли Мастера и Анной Ковальчук в роли Маргариты. Интересно, что Галибин уже работал над экранизациями Булгакова — в 1990 году он сыграл в короткометражной картине «История болезни» Алексея Праздникова по мотивам рассказа писателя «Красная корона».


«Морфий», реж. Алексей Балабанов, 2008

Кадр из фильма «Морфий», «Наше Кино»

Экранизация сразу двух и неразрывно связанных друг с другом произведений Булгакова, основанных на его личном опыте: цикла рассказов «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». Алексей Балабанов перенёс эти истории на экран, ничего не выдумывая, не меняя эпохи и никак дополнительно не переосмысливая образы главных героев.

Возможно, в этом и кроется ключевой посыл картины: ничего не меняется. Фраза «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют» приписывается Салтыкову-Щедрину. Но произведения Булгакова демонстрируют ровно ту же безвременность: что бы ни происходило в разные столетия в России, есть трагические вещи, которые так и не удалось искоренить, хотя века сменяют друг друга.


«Записки юного врача», реж. Алекс Хардкасл и Роберт МакКиллоп, 2012–2013

Кадр из фильма «Записки юного врача», BBC Worldwide

Очень точная и талантливая экранизация серии рассказов Булгакова из его цикла «Записки юного врача». Главные роли в сериале исполнили «безумец» Джон Хэмм и «мальчик, который выжил» Дэниел Рэдклифф. Теперь этому повзрослевшему мальчику приходится выживать в далёкой российской глубинке версии 1917 года. Рэдклифф играет Владимира — молодого выпускника мединститута, приезжающего на работу в маленькую деревушку, где он сталкивается со многими ужасами провинциальной жизни.

Любопытно, что второй главный герой в исполнении Джона Хэмма, который постоянно возникает в видениях Владимира, это он сам — образ повзрослевшего героя, каким ему предстоит стать в будущем: разочаровавшимся в жизни и профессии морфинистом, измученным собственной зависимостью.


«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин, 2024

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», «Атмосфера кино»

Масштабная и очень дорогая (бюджет фильма превысил 1 млрд рублей) экранизация одноимённого романа Михаила Булгакова с Евгением Цыгановым в роли Мастера и Юлией Снигирь в роли Маргариты. Сценаристу картины Роману Кантору и режиссёру Михаилу Локшину удалось адаптировать почти столетнее произведение автора так, что история обретает болезненную актуальность.

Картина точно улавливает уникальную атмосферу оригинального романа, его мистические интонации и внутреннюю драму. Получился достойный проект по мотивам одного из самых загадочных и сложных произведений Булгакова. И что не менее важно — авторы создали настолько противоречивый, но очаровывающий мир, что в нём хочется задержаться как можно дольше. Даже несмотря на близкое присутствие демонического Воланда.

Читайте также
Упыри не умирают: главные вампирские хорроры последнего десятилетия
Как изменился образ вампира за последние десять лет.
Дрянные девчонки и SuperПерцы: 10 американских комедий нулевых
От «Евротура» до «Добро пожаловать в Zомбилэнд».
10 самых ожидаемых фильмов 2024 года
От космооперы до готического хоррора и возвращения к дизельному постапокалипсису.
Фильмы о полководцах и правителях: короли, бунтари и князья
Вспоминаем заметные фильмы о выдающихся правителях и полководцах.
Также рекомендуем
Максим Ершов рассказывает о семи ярких фильмах в истории главной независимой студии мира.
25 февраля Алексею Балабанову исполнилось бы 60 лет. Зинаида Пронченко попросила кинокритиков и журналист...
Про одного из главных российских режиссёров.
Экранизация великой книги с голливудским размахом.
Максим Ершов рассказывает о семи ярких фильмах в истории главной независимой студии мира.
25 февраля Алексею Балабанову исполнилось бы 60 лет. Зинаида Пронченко попросила кинокритиков и журналист...
Про одного из главных российских режиссёров.
Экранизация великой книги с голливудским размахом.

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00