И далее по «Тексту»: Зинаида Пронченко о фильме Клима Шипенко

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Похоже, что главный русский фильм этой осени — «Текст» Клима Шипенко, экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского, который сам же и адаптировал сценарий. Сложно представить, что должно случиться с отечественным кинематографом, чтобы Зинаида Пронченко отнеслась к нему хотя бы с симпатией, но данный случай — по крайней мере, попытка.

«Текст» относится к той редкой категории отечественных картин, за которые зрителю не стыдно ни через 5, ни через 15 минут, и даже после окончания сеанса не появляется желания поймать автора фильма за руку, как вора, в очередной пятитысячный раз укравшего твоё бесценное время, чтобы продемонстрировать скудость ума и отсутствие фантазии (профессии, совести, тут вариативно). «Текст» — складное, внятное, «чёткое» в пацанском смысле кино с довольно динамичной режиссурой и даже без особых стилистических ляпов. Значит ли это, что «Текст» — явление/достижение, что российский мейнстрим сдвинулся с мёртвой точки (она же невозврата)? Конечно, нет. Смотреть фильм Клима Шипенко будет интересно лишь тем, кто в кино ценит прежде всего «сюжет» и при этом не читал одноимённый роман Дмитрия Глуховского, экранизированный близко к тексту, пардон за тавтологию, но, увы, не ставший книгой образов. Ниже аргументы.

Москва, судя по рингтонам, наши окаянные дни, артист Петров играет более-менее себя, парнишку с района, который друзей и девушек берёт простецкой харизмой, а недругов и просто неприятных людей — истерикой с криками. Впрочем, здесь, спасибо авторам, Петров ведёт себя чуть тише, чем всегда, и это чуть ли не главная заслуга фильма перед аудиторией. Неудачно вступившись за девушку во время рейда глубоко коррумпированных сотрудников Госнаркоконтроля в ночном клубе «Рай», Петров отправляется на 7 лет в места заключения. Вернувшись в Москву — на экране она не похорошела, всё тот же псевдобуржуазный разврат и бескультурье, припорошённые грязным снегом — он узнаёт, что старушка-мать не дождалась, зато упрятавший его за решётку мент (Иван Янковский в пальто а-ля Брандо из «Последнего танго») пошёл в гору и дослужился до майора. Выйдем-поговорим заканчивается непреднамеренным убийством, а дальше тишина, действие виртуализируется и перемещается в онлайн — чужая жизнь встаёт перед глазами в виде постов в инстаграме, смс-переписки, порнографического содержимого айклауда.

Привычная телевизионная фактура — чернуха пополам с клюквой, все эти бесстыжие мусора, их подельники-бандиты с большой дороги, продажные женщины с душой Неточки Незвановой, нищие резонёры интеллигентных профессий, в общем, суповой набор действительности, в котором одни кости, умному человеку глодать нечего — у Шипенко, а точнее, у Глуховского, написавшего и сценарий, оброс/обогащён точными, правдоподобными деталями. Но текстом, как известно, являются не только слова, но и картинки. Шипенко с Глуховским то ли не в курсе, то ли решили не париться. Кинодиалектику они учили не по Годару и действуют по схеме: строго на север, порядка пятидесяти метров, находится туалет типа сортир...

Кадр из фильма «Текст», реж. К. Шипенко, 2019 г.

Полагаться только на букву в экранизациях — подход заведомо проигрышный. Вот и в «Тексте» клаустрофобная параноидальная атмосфера романа пропадает между строк. Сюжету не хватает трактовки, фактическому — художественного, фильм вопиюще неиндивидуален, а значит, является зрелищем необязательным. Чем кино не похоже на домино: всё, что можно показать, не следует талдычить. В отличие, допустим, от Оливье Ассайяса, размышлявшего в «Персональном покупателе» о мистических свойствах цифровых технологий, авторы «Текста» думают только о насущном: из точки «а» в точку «б» вышел пассажир. В итоге их творение плоское, как слово на заборе. Наблюдать за экзистенциальными терзаниями Петрова, пусть и направленными в гражданское русло (дело Голунова и летние протесты), совсем неинтересно: язык кино языку, что до Киева доведёт, пардон за двусмысленность, — рознь.

Читайте также
«Прачечная» Стивена Содерберга: первые люди Голливуда объясняют систему офшоров
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестиваля, основанная на расследовании «...
Ещё один девушкин портрет: последние дни Джуди Гарленд в байопике Руперта Гулда
На российских экранах, без ошеломительного, впрочем, успеха, идёт фильм «Джуди» маститого театрального режиссёра Руперта Гулда. Это лента о последни...
«Портрет девушки в огне»: женский взгляд как самоцель
В прокат выходит «Портрет девушки в огне». Удалось ли режиссёру Селин Сьямма подать наконец женское как общечеловеческое, универсальное, разбир...
«Зеленее травы»: горит бессмыслицы звезда
Под конец года в российский прокат выходит, пожалуй, самый странный этого года фильм — «Зеленее травы», режиссёрский дебют художниц и актрис Жослин Де...
«Прощание»: ещё один азиатский хит в русском прокате
Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламируют как салат из главных азиатских...
«Дети моря»: великая психоаналитическая красота
С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Дети моря». Психоделический трип по ...
Также рекомендуем
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же...
В прокат вышел удивительный по современным меркам фильм о Великой Отечественной войне «Красный призрак». Макс...
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пи...
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга.
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же...
В прокат вышел удивительный по современным меркам фильм о Великой Отечественной войне «Красный призрак». Макс...
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пи...
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга.

Последние новости

Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
Слава Копейкин и Денис Косиков на постере сериала «На автомате»
Новый сериал от «Кинопоиска» получил дату выхода.
Дзен поделился статистикой контента о Гарри Поттере
Ко всемирному дню, посвящённому циклу книг Джоан Роулинг.
Джордж Миллер начал работу над новым приквелом «Безумного Макса»
На этот раз он расскажет о главном героем в исполнении Тома Харди.
«Ужасающий 3» получил новую дату выхода
Хоррор выйдет в кинотеатрах на две недели раньше.
00:00